Что такое монополия: суть, причины появления, последствия

2021-03-06
Автор: Андрей Пучков
Что такое монополия: суть, причины появления, последствия
Что такое монополия: суть, причины появления, последствия

Монополия (от греческого mono — один, poleo — продаю) — в экономике это исключительное право продавца на продажу данного типа товара или оказания услуги. Кроме того,  это также господство на рынке одного производителя, в силу тех или иных причин.

Любой экзамен по обществознанию обязательно спросит с вас, что такое монополия. Равно как спросит он и про остальные формы рынка. В этой статье мы кратко, понятно и простыми словами объясним тему. Как всегда будем использовать примеры для конкретизации этого экономического явления.

Что такое монополия: суть, причины появления, последствия

Суть

Вот, в чем ее ключевые особенности:

  • Как правило это большая компания, которая относится к макроэкономике, она занимает весь данный рынок. Например, компания РЖД — занимается предоставлением услуг грузоперевозок по железной дороге. Других таких компаний на российском просто нет.
  • Монополия, в отличие от олигополии например, исключает конкуренцию. Если корпорации объединились в нее, то конкуренции тут быть не может. Ну, к примеру, вот есть РЖД, у которой миллион железнодорожных составов, а появиться к примеру — Пермская железнодорожная компания, у которой их будет 10-20. Понятно, что последняя просто не «вытянет» спрос.
  • Монополист может как угодно регулировать количество производимых товаров, услуг, так и цены на них. Вследствие отсутствия конкуренции такая компания может делать, что угодно. Вздумается РЖД поднять цены до 10 000 рублей за плацкарт — никуда не денетесь — будете ездить! Или все магазины («Пятерочка», «Перекресток», «Лента») договорятся, что устанавливают цену на гречку в 500 рублей за 1 килограмм… Все равно придется ее покупать по такой цене.

Последствия монополизации рынка. В современном мире давно стало всем понятно, что монополия — это зло, потому что:

  • Вследствие отсутствия конкуренции снижается качество предоставляемых услуг, товаров. Тут понятно — зачем компании что-то улучшать, если все равно купят? Деваться-то некуда! Она — единственный субъект, который осуществляет предложение! Ну, например, вот есть убыточный Роскосмос, который давно уже ничего не запускает. А есть США, в которой полно частных компаний, которые занимаются развитием космических технологий, например Space X. Понятно, что у Роскосмоса внутри России заказчик только один — государство. Но до недавнего времени заказы в на космические полеты были и со стороны других государств. Сейчас они снизились.
  • Монополия может легко создать безработицу на рынке труда. Тоже понятно, почему: если она снизит производство товаров, чтобы увеличить их цену или минимизировать издержки, она просто сократит часть сотрудников — и все.
  • Она может привести к росту инфляции, если будет постоянно завышать цены на свою продукцию.
  • Монополии приводят к формированию олигархата, и таким образом она может влиять на политику, реализуя в первую очередь свои интересы, а не интересы общества.

Также она может иметь и положительные последствия:

  • Привлечение инвестиций. Такие компании обладают очень большой концентрацией капитала, они могут инвестировать крупные суммы в стартапы. Многие современные транснациональные корпорации так поступают.
  • Развивают прогресс. Такие большие компании инвестируют деньги в научные открытия, чтобы снизить издержки и прочее. Благодаря им может развиваться общественный и экономический прогресс, научно-техническая революция. Ну, например, Google на сегодня является определенным монополистом IT сфере. Компания постоянно инвестирует деньги в совершенствование компьютеров, серверов, программного обеспечения. Кстати, о функциях денег тут.
  • Монополия — сравнительно легче переживает кризисы, чем мелкие и средние компании.

Кстати, монополия может быть в любой экономической системе, подробнее о них здесь.

Причины появления

Вот, почему возникают монополии:

Что такое монополия: суть, причины появления, последствия

  • Экономические кризисы. Они обусловлены экономическими циклами. Так, в истории России в начале 20 века был экономический кризис (1901 — 1903 годы). Вследствие крайне нищего населения внутренний рынок страны был крайне узок. Ну, к примеру, производите вы чай. А тут кризис. Чай дорогой, а 90 % населения — нищие, которые спят с коровой дома, чтобы она не замерзла. Волей неволей, вам придется объединяться с компаниями вашей отрасли. 
  • Индустриализация. Вследствие перехода к заключительной стадии промышленного переворота — индустриализации, могут возникать монополии, потому что так развиваться проще. Именно поэтому  в начале 20 века по цивилизованному миру прокатилась волна принятия антимонопольного законодательства. Сегодня это является одной из функций государства.
  • Государственные дотации. Государство само может создать монополию в той сфере, где это необходимо. Например, в сфере производства вооружения. Кстати, о видах денег тут.
  • Высокие входные барьеры. Для того, чтобы заниматься определенными видами деятельности, надо иметь большой капитал, большие ресурсы. Такое может позволить себе только монополия.
  • Новизна. Например, какая-то компания разработала какую-то новую технологию, и она временно может являться монополистом. Например, до 2010 года компания Apple имела исключительное право на использование нового процессора Intel, который был мощный и маленький. Это дало компании возможность временно стать монополистом в сфере производства ультрабуков MacBook Air.

Из самых разных причин появления, есть разные виды монополий: 

  • Естественная — возникающая в ходе кризисов.
  • Искусственная — образованная, например, государством.
  • Открытая монополия. Она появляется вследствие какой-то новизны. Выше привели пример с компанией Apple.
  • Закрытая, государственная.

Как-то так! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)