Олигополия это…

2021-01-11
Автор: Андрей Пучков
Олигополия это…
Олигополия это…

Олигополия — это рыночная структура, где оперирует всего несколько продавцов товаров и услуг, характеризуется высокими входными барьерами (финансовыми, юридическими) и множеством покупателей. Разберем это определение на примерах.

Это достаточно распространенный тип рыночной структуры в экономике. В экзаменационных заданиях ЕГЭ знание этой темы необходимо для составления сложного плана, а также для выполнения заданий базовой сложности. Поэтому знать ключевые ее ключевые характеристики и особенно уметь приводить примеры — крайне важно для будущих абитуриентов.

Олигополия это...

В этой статье мы кратко и простыми словами разберем, что такое олигополия. Также стоит помнить, что эта тема относится к макроэкономике.

Суть

Этот тип рынка несовершенной конкуренции очень распространена. Например, посмотрите на то, чем мы пользуемся каждый день: смартфоны, ноутбуки, компьютеры, автомобили, программное обеспечение — это все очень сложные и технологичные продукты. Невозможно, чтобы какой-нибудь бизнесмен нашел столько средств и технической мощности, чтобы взять и произвести, к примеру, смартфон! Думаю, это понятно.

Вот какие признаки олигополии можно выделить: 

  • Высокие входные барьеры. Это означает, что требуется серьезный капитал, чтобы войти на этот рынок: затраты на оборудование, разработки и т.п.
  • Тут хозяйствуют несколько субъектов — от 2 до 12. Примером может послужить, например рынок сотовой связи. Так в России такие услуги предоставляют всего несколько компаний: МТС, Мегафон, Теле 2, Yota. На рынке банковских услуг также представлено сравнительно немного крупных игроков: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Тинькофф и пр.
  • Высокая степень влияния на рынок. Каждая компании на рынке олигополии может сильно влиять на рынок, потому что занимает значительную его долю. Между тем как правило большие компании склонны договариваться: о ценах на продукцию, объемах выпуска и пр. Тут есть и обратная сторона: если компании плотно друг с другом кооперируются, то тогда олигополия может перерасти в монополию, о чем речь будет ниже.
  • Наличие доминирующей фирмы. Такая компания задает тон на рынке: вводит новые новшества, наиболее значительно влияет на цену. Например, в России в сфере банковского сектора такой компанией является Сбербанк, на мой взгляд: банк постоянно вводит новые продукты, совершенствует свою инфраструктуру. В сфере предоставления услуг мобильной связи, я думаю, здесь лидируют Теле 2.
  • Чем выше кооперация, тем ниже конкуренция. Тут, думаю все понятно: если фирмы договорились, то их влияние на рынок близко к монополии, которая будет задавать тон на рынке, а покупателю деваться некуда — покупать данные товары или услуги жизненно необходимо.

Виды и формы

Выделяют следующие виды олигополии:

  • Однородная. Это когда компании производят одинаковую продукцию, например, добывают нефть. В России к таким компаниям относятся: Башнефть, Лукойл, Роснефть и пр. 
  • Неоднородная — то есть такая, при которой компании производят схожую продукцию, в которой очень много разновидностей. Например, рынок автомобилей. Но ведь автомобили разные бывают: есть грузовые, есть легковые, есть тракторы, погрузчики и пр.
  • Олигополия доминирования. Это такая ситуация, при которой одна компания занимает больше половины доли рынка и имеет определяющее влияние на него. Остальные компании занимают остальную долю рынка, что не исключает их кооперацию против доминирующей компании.
  • Дуополия — это такая ситуация, при которой на данном рынке действуют только 2 компании. 

Формы монополии отражают характер кооперации предприятий. Вот они: 

  • Картель — это форма олигополии, при которой фирмы в рамках одной отрасли договариваются о объемах производства, разделении источников ресурсов и сырья, об объемах реализации (продаж) продукции. Далеко ходить не надо, вот недавно было заседание ОПЕК+, на котором были определены объемы добычи нефти, что сразу «толкнуло» цену на нефть вверх.
  • Синдикат — это такая форма кооперации, при которой компании сохраняют свою юридическую самостоятельность, но имеют общий «офис» для сбыта своей продукции. То есть производят они ее порознь, а продают сообща.
  • Трест — это уже практически форма монополии, а не олигополии, при которой компании, в него входящие, теряют свою юридическую самостоятельность и становятся его филиалами. Единое правление треста принимает решения об объемах производства и реализации продукции. В США и СССР в 20 веке были очень распространены тресты.
  • Консорциум — это такая форма объединения, при которой компании объединяются ради реализации какого-то общего проекта, цели, при этом каждая фирма сосредотачивается на том направлении его реализации, на котором они лучше всего работают.
  • Концерн  — это такая форма, при которой выделяется основная, или головная, корпорация, и дочерние. При этом головная фирма финансово контролирует дочерние, а последние имеют юридическую самостоятельность.

Как видим в теме ничего сложного, но я могу рекомендовать Вам поискать в Интернете по одному примеру к каждому виду олигополии и форме. Вообще, часто говорю своим ребятам на курсах подготовки, чтобы они заносили такие примеры в отдельный файл, или блокнот. Это очень полезно, чтобы на экзамене не тратить время на приведение тех или иных примеров.

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)