Конъюнктура рынка: понятие и виды

2021-07-16
Автор: Андрей Пучков
Конъюнктура рынка: понятие и виды
Конъюнктура рынка: понятие и виды

Конъюнктура рынка — это сложившаяся экономическая ситуация на рынке в настоящий момент времени, которая отражает баланс спроса и предложения, а также иные факторы, которые влияют на нее в данный момент времени.

Далее мы разберем кратко и простыми словами суть этого понятия и виды.

Конъюнктура рынка: понятие и виды

Суть

Характеристики

Рыночная конъюнктура в экономике дает информацию о ценах на товары и услуги на данном рынке. Ее определение связано с теорией экономических циклов

Вот какие характеристики о ней вы должны знать:  

Уровень спроса и предложения в данный момент времени. Пример: есть очередь на рынке за овощами. Значит, спрос повышенный. Если предложение может его удовлетворить, то в отношении овощей конъюнктура благоприятная для продавцов (могут сбыть товар) и не очень благоприятная для потребителей, поскольку приходится стоять в очереди, чтобы приобрести данный товар.

Количество участников рынка — создает уровень спроса на данный товар. Раз есть очередь за овощами, это нетипичная ситуация, значит, вероятно, стало известно о скором повышении цен на этот товар. Кстати, рынок может быть любой: рынком совершенной конкуренции, рынком недвижимости и пр.

Цены на товары и услуги. Цены всегда отражают уровень затрат производителя на производство данного вида продукции. Например в Российской Федерации на данный момент существенно выросли цены на рыбную и мясную продукцию, а также на овощи. Вероятно, это повышение может быть вызвано ростом цен на корма для сельскохозяйственного скота, а также на удобрения. Кстати, вот тут можете больше узнать про рыночное равновесие.

Доходы покупателей. Повышение цен может и не иметь существенного значения, если вместе с ними — то есть с ростом инфляции,пропорционально растет и зарплата. В России, к сожалению, ситуация далека от этого: цены на товары растут, а зарплату падают 7 год подряд. Кстати, рекомендую нашу статью про виды инфляции.

Объемы сделок. Чем выше объем, тем выше спрос и есть риск повышения цены.

Процентные ставки по кредитам. Они отражают дешев кредит, или, наоборот дорог. Вообще, в дореволюционной России ставка 12 % считалась ростовщической и каралась уголовным правом. В современной России, к сожалению — это “нормальный” процент.

Налоги. Они бывают разные: федеральные налоги, региональные, местные. Чем они выше, тем выше издержки производителя, а значит он будет вынужден повышать цены на продукцию. К примеру, в Российской Федерации в 2018 году был повышен НДС с 10 до 20 %, а значит все товары мгновенно стали дороже на 10%, поскольку продавцы включают НДС в стоимость товара. То есть сами покупатели оплачивают продавцу НДС.

Конкуренция. Понятное дело, что чем она выше, тем и конъюнктура будет благоприятной для потребителей, поскольку производители будут вынуждены внедрять новые технологии в производство, чтобы снизить издержки и повысит качество товаров, чтобы покупали именно их продукцию. Кстати, рекомендую нашу статью про виды конкуренции.

Конъюнктура рынка: понятие и виды

Факторы

Также необходимо представлять себе факторы, влияющие на рыночную конъюнктуру. Они делятся на постоянные и непостоянные.

Постоянные факторы это: 

  • Уровень инфляции и безработицы. Понятно, что если мы имеем рынок в фазе спада деловой активности, то и инфляция и какая-нибудь циклическая безработица будет выше
  • Научно-технический прогресс. Он позволяет снизить издержки за счет внедрения в производство научных открытий.
  • Влияние монополий и государства. Чем оно выше, тем и условий для конкуренции будет меньше.
  • Экономика государства в данный момент времени. Абсолютно все процессы в сфере труда и производства связаны с макроэкономикой. Если глобальная экономическая ситуация неблагоприятна, то это однозначно скажется на конъюнктуре в данный момент.

Непостоянные факторы это:

  • Конкуренция.
  • Форс-мажорные ситуации: стихийные бедствия, ураганы, наводнения и пр. Например, если в каком-то регионе случился какой-то природный катаклизм, то понятно, что спрос на товары первой необходимости вырастет и следовательно улучшиться конъюнктура для продавцов.
  • Сезонность.
  • Политические и экономические условия. Например, ужесточение политического режима как правило приводит к росту государственных репрессий, росту налогов, и уходу, например из финансового рынка иностранных инвесторов.

Виды

Различают следующие виды конъюнктуры рынка: 

Благоприятная — характеризуется стабильно растущим объемами производства и продаж товаров и услуг, предсказуемостью их стоимости. Рынок наполнен позитивом и стабильностью. Как правило эта ситуация характерна для фазы роста экономического цикла.

Неблагоприятная — когда объем продаж и производства падает, растет инфляция, безработица, стабильность отсутствует. Как правило она характерна для фазы падения деловой активности.

Эту информацию вы уже можете использовать при написании сложного плана ЕГЭ по обществознанию, а также для подготовки к выпускным экзаменам. И не забудьте поделиться этой статьей с друзьями в социальных сетях!

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Один отзыв на Конъюнктура рынка: понятие и виды”

  1. Михаил Воронцов

    Статья теоретически подкованная и отлично подходит для тренировки в написания плана во второй части современной экзаменационной работы. Однако примеров маловато… Хотя кто обещал их приводить в каждой статье. Уверен, что в Вашем курсе по обществу примеры есть.

    Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)