Спрос это…

2021-03-10
Автор: Андрей Пучков
Спрос это…
Спрос это…

Спрос — это количество товаров и услуг, которое потребители готовы и самое главное — могут купить по данной цене. Также под ним также понимается желание и возможность потребителя купить конкретный товар по конкретной цене. 

Это важнейшая экономическая величина, которая напрямую связана с рыночной экономикой. В целом, он характерен и для всех прочих типов экономических систем, ведь везде есть товары и услуги, везде есть потребители.

В этой статье мы кратко и понятно, как всегда на примерах разберем это экономическое явление. Материал статьи будет полезен, если вы не можете понять эту тему в курсе обществознания при подготовке к школьным экзаменам — ЕГЭ, например.

Суть

Определение приведено в начале статьи.

Почему готовность и возможность имеют такое значение? Ну, дорогие мои, тут все просто. Вот хочу я, предположим, купить себе Surface Book за 200 000 рублей. Буду ли я, мое желание, формировать спрос? Конечно же нет! 

Миллионы людей хотят купить то, что не могут: яхты, дорогие дома, элитную одежду или электронику. Как правильно было сказано тосте фильма «Кавказская пленница»: «Выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями». То есть, что мы были в состоянии сформировать спрос!

Он всегда выражается в определенном количестве товаров или услуг.

Закон спроса выглядит так: 

Спрос это...

Схема 1. Закон спроса: при увеличении цены товара (P) количество товара, который хотят купить потребители, уменьшается, и наоборот.

Что тут показано? Есть такая вещь — система координат. Количество товара (Q), то есть по факту величину спроса, мы откладываем на оси абсцисс, а цену (P) — на оси ординат.

При этом он выглядит в форме кривой, с прямо пропорциональной зависимостью: если увеличивается цена на товары, то, количество товара уменьшается, которое готовы купить потребители.

Спрос это...

Схема 2. Спрос может падать на определенные виды товаров, при этом уменьшается и цена товара, и его величина- количество товара. 

Величина спроса может меняться на тот или иной товар в зависимости от цены на него. Есть, например, сезонные товары, он на которые не постоянен. Ну, вряд ли вы будете покупать шубы летом. Поэтому летом, цена на шубы падает вместе с количеством (шуб), которые приобретают люди.

Спрос это...

Схема 3. На графике отражено увеличение спроса на товары

Или же наоборот, зимой на шубы цены растут, потому что растет количество людей, желающих обновить свой зимний гардероб! 

Тут мы напрямую выходит на тему «Факторы спроса», которую мы разберем в следующей статье.

Важно понимать, что он всегда связан с предложением. Точка, в которой пересекается его кривая с кривой предложения называется равновесная цена. Подробнее о рыночном равновесии читайте здесь.

Как меняется цена на один и тот же товар? Давайте рассмотрим схему:

Спрос это...

Схема 4. Вот, как меняется спрос на один и тот же товар

Цена и количество, к примеру на смартфоны, показано на схеме 4. Предположим, что в магазине «Рога и копыта» есть только один смартфон (количество равно 1 — Q1) по цене P1. Соответственно, данный магазин может продать потребителю только 1 аппарат и получить доход, равный стоимости смартфона. 

А в магазине «Дочки — сыночки» , есть два таких же смартфона. Соответственно спрос этом магазине будет выше в два раз, если есть покупатели. И доход этого магазина после продажи этих 2 смартфонов тоже будет выше!

Виды

Виды спроса бывают следующие: 

  • Полноценный спрос тот, при котором полностью удовлетворяет предложение. Если в настоящий момент в магазине есть столько потребителей, которые готовы и хотят купить данный товар по данной цене, то он будет именно таким — полноценным.
  • Чрезмерный. В такой ситуации возникает дефицит товаров, возникает инфляция спроса — он обесценивается, потому что производитель не может его удовлетворить. 
  • Скрытый. Это не явный спрос: люди хотят купить какой-то товар, но его пока нет на рынке. Например, я хочу купить куриные яйца кур, которые спокойно бегали по лугу и жили своей жизнью, а не толпились в куриных загонах. В России пока такого нет. 
  • Отрицательный — это когда потребители не хотят покупать какой-то товар. Обычно в этом случае магазины делают очень хорошие скидки на него.
  • Нерациональный спрос — это потребность приобрести товар, который объективно причиняет вред здоровью. Но тут необходимо помнить, что в экономике — благо — это то, что человек считает полезным для себя!

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)