Ключевые виды деятельности человека следующие: практическая, духовная, трудовая, образовательная, коммуникативная (общение), игровая, познавательная, научная, досуговая, потребительская, рекреационная.
Далее рассмотрим их кратко и понятно на конкретных примерах для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Перед прочтением рекомендую нашу прошлую статью про особенность человеческой деятельности.
Суть
Тема эта относится к разделу «Человек и общество». Также важно понимать, что все нижеперечисленные виды относятся к двум основным категориям:
- Практическая деятельность — направлена на получение практических результатов.
- Духовная — направлена на развитие личности.
Трудовая
Труд — это деятельность, направленная на производство товаров и услуг. Труд носит преобразовательный характер.
Вот основные его характеристики:
- Целенаправленность. Целью труда является производство товаров и услуг. Например, гражданин А работает слесарем. Цель его труда — устранение неполадок в системе канализаций и бытового трубопровода.
- Целесообразность. Любой труд подчинен какой-либо цели. Бесцельного труда не бывает. Тут нужно понимать, что решение кроссвордов — не является трудовой деятельностью. Это досуг!
- Практическая полезность. Любой труд полезен для индивида или общества в целом.
- Преобразовательный характер. Это означает, что труд трансформирует условия жизни человека. Например строительство — строит жилье, которое не встречается в природе: с центральным отоплением и пр.
- Результативность. Результат есть у любого труда.
Образование как деятельность
Образование — это деятельность с целью обучения детей и взрослых конкретным знаниям, навыкам и умениям, которые предусмотрены программой данного образования.
К функциям образования относится:
- Социализация.
- Трансляция социальных норм. Кстати, рекомендую нашу статью про виды социальных норм.
- Приобщение к нормам морали и другим важнейшим человеческим ценностям.
- Формирование основ научного мировоззрения.
- Формирование навыков логического и рационального осмысления действительности.
- Трансляция культуры.
- Социальное воспроизводство населения и существующей социально-политической системы.
Например, целью школьного образования является формирование у учащихся основ научного мировоззрения и рационального осмысления действительности.
Выделяют следующие этапы обучения как деятельности:
- Восприятие материала. Например, вот вы читаете эту статью, чтобы узнать про виды деятельности. Ок, вы восприняли материал.
- Понимание. Мало воспринять материал. Надо его еще понять. Многие воспринимают механически — пытаясь вызубрить.
- Воспроизведение. Когда вы поняли материал — одним из критериев того, что вы его усвоили является умение его воспроизвести. Например, вы без труда после прочтения данной статьи сможете рассказать, какие конкретно виды деятельности есть, и каковы их характеристики.
- Применение. Оно проверяется при решении практических задач — например решения тестов ЕГЭ по обществознанию.
Другие виды
Вот краткая характеристика остальных видов деятельности:
- Общение — это деятельность по обмену информацией между людьми. Даже бытовое общение подразумевает такой обмен. Кстати, рекомендую нашу статью про социальное взаимодействие.
- Досуг — этот вид деятельности направлен на развитие личности. Его необходимо самостоятельно организовывать. Это время может быть посвящено хобби: чтению книг, собиранию моделей кораблей, созданию сайтов и пр.
- Рекреация — это отдых. Человеку необходимо посвящать часть времени отдыху. Кстати, как правило ничего не делание не является отдыхом — от него еще больше устаешь. Отдых — это смена обстановки: поездка на сплав, в другую страну, туризм и пр.
- Игровая деятельность — направлена на постижение мира, его познание через создание модельных ситуаций. Ключевое отличие игры — здесь все происходит понарошку, взаправду.
- Познавательная деятельность — направлена на поиск законов, закономерностей и тенденций в мире. Более подробно про нее читайте здесь.
- Наука — эта деятельность относится к познавательной, ее задача научное объяснение природных и общественных явлений в мире. Более подробно о ней мы писали тут.
Как-то так! Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
Статья о видах деятельности очень полезна для меня, так как я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию. Я благодарен автору за краткое и понятное изложение информации. В статье хорошо раскрыты мотивы, которые могут влиять на выбор деятельности человека. Также автор подробно описывает различные виды деятельности, которые включены в школьную программу по обществознанию. Это помогает мне лучше понять, как взаимодействуют человек и общество, и как результаты деятельности могут повлиять на общество в целом. Я уверен, что эта статья поможет мне подготовиться к экзамену и получить хорошие результаты.