Структура рынка: понятие и виды

2021-07-02
Автор: Андрей Пучков
Структура рынка: понятие и виды
Структура рынка: понятие и виды

Структура рынка — это конфигурация иерархически расположенных элементов рынка (отраслей) в зависимости от удельного веса каждой компании (фирмы) в ней.

Существуют самые разные разновидности рыночных структур. Также рекомендую вам статью про типы экономических систем и виды конкуренции.

Структура рынка: понятие и виды

Характеристика

Рынок  — это система — совокупность взаимосвязанных элементов. Поэтому для его структуры будут свойственны следующие признаки:

  1. Существование тесной связи между составляющими ее элементами
  2. Устойчивость связей к энтропии (разрушению)
  3. Целостность данных элементов, образующих систему

Вот, какие элементы входят в его структуру: 

  • Биржи — это место, где продаются товары. Они бывают валютные, товарные, сырьевые, ценных бумаг и характеризуются безопасностью торгов, четкими и строгими правилами и пр.
  • Ярмарки, аукционы. Они похожи на биржи, но имеют как правило локальный характер.
  • Коммерческие банки — это организации, целью которых является извлечение прибыли с помощью предоставления финансовых услуг.
  • Эмиссионные банки — это как правило центральные банки государства, макрорегуляторы, которые определяют учетную ставку, а также регулируют выпуск денежной массы (эмиссию) и пр.
  • Налоговые органы государства, которые также контролируют сбор налогов с резидентов и нерезидентов рынка от полученной прибыли.
  • Страховые компании, которые призваны страховать активы клиентов.
  • Таможенные органы — целью которых является реализация протекционистской или любой другой политики государства.
  • Консалтинговые компании, которые выступают советчиками как крупным торговцам на рынке, так и частным лицам.

Виды и классификации

В зависимости от наличия или отсутствия конкуренции, различают следующие виды структур рынка: 

Структура рынка: понятие и виды

Схема. Структура рынка ресурсов. Источник: Схемо.рф

  • Монополистическая — основана на монополистической конкуренции, при которой существует много (но не бесконечное количество) компаний, фирм, которая продает свои товары на своей доле рынка. Здесь имеются слабодифференцированные продукты. 
  • Монополия — в этой структуре напрочь отсутствует конкуренция, когда одна фирма доминирует на данном рынке товаров или услуг. Например в России РЖД — является монополистом в сфере железнодорожных перевозок
  • Естественная монополия — такая монополия образуется в узкоспециализированных рыночных нишах, когда одна компания настолько разрастается, что может обслуживать целый рынок, при этом существование более мелких двух и более фирм в этой нише может быть нерентабельно.
  • Олигополия — это рынок, в котором существует небольшое количество продавцов, которые могут договариваться о ценах и рынках сбыта. 
  • Дуополия — ситуация, когда существуют только две компании в рамках одного рынка.
  • Олигопсония — ситуация, при которой существует много покупателей и мало продавцов.
  • Монопсония — ситуация на рынке, когда присутствует только один покупатель и несколько продавцов
  • Совершенная конкуренция — ситуация, которая возможна только в теории. Рынок совершенной конкуренции характеризуется бесконечным множеством покупателей и продавцов, отсутствием барьеров для входа и пр.

Также существует классификация по объектам рынка. Тут выделяют разные виды рынков, которые мы разобрали в этой статье.

А на этом все, обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях.

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)