Структура рынка — это конфигурация иерархически расположенных элементов рынка (отраслей) в зависимости от удельного веса каждой компании (фирмы) в ней.
Существуют самые разные разновидности рыночных структур. Также рекомендую вам статью про типы экономических систем и виды конкуренции.
Характеристика
Рынок — это система — совокупность взаимосвязанных элементов. Поэтому для его структуры будут свойственны следующие признаки:
- Существование тесной связи между составляющими ее элементами
- Устойчивость связей к энтропии (разрушению)
- Целостность данных элементов, образующих систему
Вот, какие элементы входят в его структуру:
- Биржи — это место, где продаются товары. Они бывают валютные, товарные, сырьевые, ценных бумаг и характеризуются безопасностью торгов, четкими и строгими правилами и пр.
- Ярмарки, аукционы. Они похожи на биржи, но имеют как правило локальный характер.
- Коммерческие банки — это организации, целью которых является извлечение прибыли с помощью предоставления финансовых услуг.
- Эмиссионные банки — это как правило центральные банки государства, макрорегуляторы, которые определяют учетную ставку, а также регулируют выпуск денежной массы (эмиссию) и пр.
- Налоговые органы государства, которые также контролируют сбор налогов с резидентов и нерезидентов рынка от полученной прибыли.
- Страховые компании, которые призваны страховать активы клиентов.
- Таможенные органы — целью которых является реализация протекционистской или любой другой политики государства.
- Консалтинговые компании, которые выступают советчиками как крупным торговцам на рынке, так и частным лицам.
Виды и классификации
В зависимости от наличия или отсутствия конкуренции, различают следующие виды структур рынка:
- Монополистическая — основана на монополистической конкуренции, при которой существует много (но не бесконечное количество) компаний, фирм, которая продает свои товары на своей доле рынка. Здесь имеются слабодифференцированные продукты.
- Монополия — в этой структуре напрочь отсутствует конкуренция, когда одна фирма доминирует на данном рынке товаров или услуг. Например в России РЖД — является монополистом в сфере железнодорожных перевозок
- Естественная монополия — такая монополия образуется в узкоспециализированных рыночных нишах, когда одна компания настолько разрастается, что может обслуживать целый рынок, при этом существование более мелких двух и более фирм в этой нише может быть нерентабельно.
- Олигополия — это рынок, в котором существует небольшое количество продавцов, которые могут договариваться о ценах и рынках сбыта.
- Дуополия — ситуация, когда существуют только две компании в рамках одного рынка.
- Олигопсония — ситуация, при которой существует много покупателей и мало продавцов.
- Монопсония — ситуация на рынке, когда присутствует только один покупатель и несколько продавцов
- Совершенная конкуренция — ситуация, которая возможна только в теории. Рынок совершенной конкуренции характеризуется бесконечным множеством покупателей и продавцов, отсутствием барьеров для входа и пр.
Также существует классификация по объектам рынка. Тут выделяют разные виды рынков, которые мы разобрали в этой статье.
А на этом все, обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях.
Не перестаю удивляться Вашему трудолюбию, Андрей. Знаю из общения с Вами, что все статьи написали Вы лично. Насколько надо быть вовлеченным в процесс, чтобы это сделать. Я восхищена! Спасибо за статью — она отличная