Государственная дума это…

2021-07-31
Автор: Андрей Пучков
Государственная дума это…
Государственная дума это…

Государственная дума — это законодательный орган власти, который относится к нижней палате Федерального собрания (парламента Российской Федерации) и является первой инстанцией принятия законопроекта. Такое вот определение.

В истории России Государственная дума появилась по Манифесту 1905 года в ходе Первой русской революции. Она имела 4 созыва. А затем ее работа была прервана Февральской и Октябрьской революциями. Только с 1993 года мы можем говорить о возрождении российского парламентаризма.

Многие уверены, что это орган исполнительной власти. Это не так. Далее мы кратко разберем важнейшую информацию по этой теме. Она поможет вам подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.

Кстати, рекомендую нашу статью про судебную власть.

Государственная дума это...

Современное здание Государственной думы РФ

Суть

Важно понимать, что Совет Федерации и Государственная дума — это две палаты Федерального собрания — парламента Российской Федерации.

Государственная Дума РФ включает в себя 450 депутатов, которые избираются на выборах в этот законодательный орган власти. Согласно Конституции РФ 2020, она избирается на 5 лет. Соответственно в рамках этого же срока депутаты в ней заседают.

Депутатом может стать любой гражданин в возрасте от 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации. Он не должен иметь вида на жительство или гражданства другого государства, а также хранить наличные деньги в банках, за пределами России.

Депутат Госдумы не может занимать соответствующие должности в других органах власти РФ. Это недопустимо с точки зрения принципа разделения властей

После своего избрания первое ее заседание проходит на 30-й день после окончания выборов. Открывает его старейший депутат.

На нем Госдума выбирает своего Председателя, который ведет парламентские слушания и заседания.

Также рекомендую нашу статью про ветви власти.

Функции

Законодательная 

Государственная дума является первой инстанцией рассмотрения законопроекта. Их, в свою очередь, может вносить Президент, сами депутаты, члены Совета Федерации, федеральные министры и пр. 

Например с 1993 по 1995 год депутаты Госдумы внесли 55 % всех законопроектов, Правительство — 20 %, а Президент — всего 10 %. Это идет вразрез с мировой практикой, поскольку такая сверх депутатская законодательная инициатива ведет к “раздраю” работы этого представительного органа.

В России принятие законов, по мнению исследователя П.А. Гудева, излишне политизирован. Плюс к этому принимается множество второстепенных законов как-то: освобождение от “цифрового рабства” (при переходе от одного оператора связи к другому теперь можно не менять номер телефона), переименование милиции в полицию и пр.

Кстати, рекомендую нашу статью про полномочия Конституционного суда РФ.

Представительская

Депутаты — это народные избранники. А значит в Государственной думе представлены существующие в народе точки зрения на развитие политической системы, денежно-кредитную политику, социальную политику и пр. 

Контролирующая

В Российской Федерации по сути отсутствует система парламентского контроля за исполнением федеральных законов. Кроме того отсутствует механизм периодических отчетов правительства перед депутатами о своей деятельности. Это влечет безответственность в сфере реализации отечественного законодательства.

Кроме того, если Госдума решит вынести вотум недоверия Правительству или Президенту — это ставит ее под угрозу роспуска и назначения перевыборов. Однозначным плюсом развития контролирующих функций была бы классность парламентского контроля, чтобы его результаты освещались в Средствах массовой информации.

В этом плане политической системе РФ еще есть куда развиваться.

Источники:

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)