Государственная дума — это законодательный орган власти, который относится к нижней палате Федерального собрания (парламента Российской Федерации) и является первой инстанцией принятия законопроекта. Такое вот определение.
В истории России Государственная дума появилась по Манифесту 1905 года в ходе Первой русской революции. Она имела 4 созыва. А затем ее работа была прервана Февральской и Октябрьской революциями. Только с 1993 года мы можем говорить о возрождении российского парламентаризма.
Многие уверены, что это орган исполнительной власти. Это не так. Далее мы кратко разберем важнейшую информацию по этой теме. Она поможет вам подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.
Кстати, рекомендую нашу статью про судебную власть.
Суть
Важно понимать, что Совет Федерации и Государственная дума — это две палаты Федерального собрания — парламента Российской Федерации.
Государственная Дума РФ включает в себя 450 депутатов, которые избираются на выборах в этот законодательный орган власти. Согласно Конституции РФ 2020, она избирается на 5 лет. Соответственно в рамках этого же срока депутаты в ней заседают.
Депутатом может стать любой гражданин в возрасте от 21 года, постоянно проживающий в Российской Федерации. Он не должен иметь вида на жительство или гражданства другого государства, а также хранить наличные деньги в банках, за пределами России.
Депутат Госдумы не может занимать соответствующие должности в других органах власти РФ. Это недопустимо с точки зрения принципа разделения властей.
После своего избрания первое ее заседание проходит на 30-й день после окончания выборов. Открывает его старейший депутат.
На нем Госдума выбирает своего Председателя, который ведет парламентские слушания и заседания.
Также рекомендую нашу статью про ветви власти.
Функции
Законодательная
Государственная дума является первой инстанцией рассмотрения законопроекта. Их, в свою очередь, может вносить Президент, сами депутаты, члены Совета Федерации, федеральные министры и пр.
Например с 1993 по 1995 год депутаты Госдумы внесли 55 % всех законопроектов, Правительство — 20 %, а Президент — всего 10 %. Это идет вразрез с мировой практикой, поскольку такая сверх депутатская законодательная инициатива ведет к “раздраю” работы этого представительного органа.
В России принятие законов, по мнению исследователя П.А. Гудева, излишне политизирован. Плюс к этому принимается множество второстепенных законов как-то: освобождение от “цифрового рабства” (при переходе от одного оператора связи к другому теперь можно не менять номер телефона), переименование милиции в полицию и пр.
Кстати, рекомендую нашу статью про полномочия Конституционного суда РФ.
Представительская
Депутаты — это народные избранники. А значит в Государственной думе представлены существующие в народе точки зрения на развитие политической системы, денежно-кредитную политику, социальную политику и пр.
Контролирующая
В Российской Федерации по сути отсутствует система парламентского контроля за исполнением федеральных законов. Кроме того отсутствует механизм периодических отчетов правительства перед депутатами о своей деятельности. Это влечет безответственность в сфере реализации отечественного законодательства.
Кроме того, если Госдума решит вынести вотум недоверия Правительству или Президенту — это ставит ее под угрозу роспуска и назначения перевыборов. Однозначным плюсом развития контролирующих функций была бы классность парламентского контроля, чтобы его результаты освещались в Средствах массовой информации.
В этом плане политической системе РФ еще есть куда развиваться.
Источники:
- П.А. Гудаев. Государственная Дума в политической системе РФ. URL: http://www.hist.msu.ru/Science/Conf/lomweb01/gudev.htm
- Конституция РФ 2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
В статье много ссылок на сопутствующие статьи по теме. Это позволяет изучить тему Государственной думы с разных аспектов. Даны ретроспективные данные по истории Российского парламентаризма. Превосходно! Рад, что нашел Ваш сайт