Сословно-представительная монархия — это такая форма правления, государство, в котором власть монарха сосуществует совместно с неким представительным органом власти, который выражает волю сословий. Она просуществовала в России с середины XVI века до середины XVII столетия.
В этой статье мы не только кратко и понятно разберем ее ключевые признаки, что это значит, но дадим разные современные научные точки зрения на эту форму правления.
Формы власти в истории ребята знают вообще редко. Между тем в экзаменационных работах ЕГЭ можно встретить задания как первой, так и второй части, к примеру, на знание ранне-феодальной монархии и ее черт, на знание боярской республики, какая была представлена в Новгороде и Пскове.
Эта форма правления, которая, согласно школьной программе, сформировалась к середине XVI века.
Кстати, если вы совсем не понимаете, что такое форма государства и формы правления, то перейдите к моим прошлым статьям по теме.
Понятие и органы власти
Определение, согласно школьной программе, мы привели в начале статьи. Она просуществовала в России с середины XVI века до середины XVII столетия. Разберем его. Первое понятие, которое в нем встречается — сословие
Сословие — это замкнутое социальное объединение, которое имеет зафиксированные законодательно права и обязанности. Переход из сословия в сословие — невозможен, то есть тут в сословной системе стратификации напрочь отсутствует социальная мобильность.
Например, если ты рождаешься в сословии крестьян, не можешь стать священником, или дворянином. А исключения (например М.В. Ломоносов или А.Н. Воронихин) лишь подтверждают правило.
В школьных учебниках вы можете найти такое, что вот, значит, во Франции — сословно-представительным органом власти были Генеральные штаты, а Англии — парламент, а в России — земские соборы.
Дескать, земские соборы являлись выразителями интересов сословий перед царями, и те эти интересы учитывали и реализовывали.
Тут можно, кстати, вспомнить В.О. Ключевского, который видел в Земских соборах орган постоянной оппозиции царской власти.
Таким образом, Земский собор — был таким сословно-представительным органом. Он состоял из:
- Боярской думы — совещательный орган при царе. Ее прообраз — дружина, с которой советовался князь в Древней Руси.
- Освященного собора — сюда входили церковные иерархи.
- Выборные от сословий: дворян, горожан, казаков и пр.
По составу и численности все было по разному. Например, Земский собор 1566 года, который принимал решение о продолжении Ливонской войны, состоял из:
- духовных лиц — 32 представителя (архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы);
- бояр и государевых людей — 62 представителя (окольничьи, дьяки, приказные люди);
- военно-служилых людей — 205 представителей (дворяне, дети боярские, торопецкие и луцкие помещики);
- купцов и промышленников — 75 представителей (купцы высшего разряда, «торговые люди москвичи»,представители торгово-промышленного класса)
Решение Земского собора утверждалось Боярской думой. В целом система органов власти при сословно-представительной монархии в России выглядит так:
Школьная точка зрения
Согласно школьному курсу истории, земские соборы имели законосовещательные функции: то есть царь советовался с ними по самым важным вопросам войны и мира, внутренней политики.
При этом важно понимать, что в разные периоды роль его была разной:
Например, в XVI веке, когда Иван IV Грозный созвал первый собор 1549 года («собор примирения»), задача этого органа была легитимация, поддержке еще слабой царской власти. При этом ни о каком ограничении этой власти, как было в странах Западной Европы, тут и речи быть не могло.
Примером этого может служить то, что земские соборы никак не повлияли на опричнину и ее проведение, на первые реформы Ивана Грозного, которые он проводил совместно с Избранной радой.
Были ли земские соборы- законодательным органом власти? Ведь, по сути на них были приняты Судебник 1550 года, и Соборное уложение 1649 года?
В самом деле, в составлении этих судебников принимали участие специальные комиссии, которые и осуществляли законотворческую деятельность. Однако, они не имели законодательной инициативы. Оба свода законов были инициированы непосредственно царем: Иваном Грозным и Алексеем Михайловичем, соответственно.
Плюс к этому, земские соборы никогда не ставили задачу ограничения царской власти, или какое-то ее изменение. Наоборот, даже в Смутное время, когда казалось бы этот сословно-представительный орган власти имел наибольшую представительность и легитимность, в 1613 году на Земском соборе был выбран тот царь, с неограниченными полномочиями. Таким образом, это был орган еще и преемственности самодержавия.
А инициативы бояр, которые предлагали ограничить власть и Бориса Годунова, и Василия Шуйского, потерпели неудачу, потому как были абсолютно чужды большинству русского общества того времени.
Другая научная точка зрения
Другая точка зрения гласит, что никакой сословно-представительной монархии в России не было и быть не могло. Дело в том, что сословия как институт возник только к концу первой четверти XVIII века. А дворяне как привилегированное сословие так и вообще оформилось к концу этого столетия, когда Екатерина II Великая даровала Жалованную грамоту дворянству и городам.
То есть о какой сословно-представительной монархии можно говорить, когда:
- Сословий в России толком не было до Петра I Великого, а значит никаких сословных интересов эти социальные объединения еще не осознавали.
- А Земские соборы были просто собранием, в которое входили только те социальные группы, которых хотел лично видеть царь и с ними советоваться. Крестьяне и тем более крепостные никогда не участвовали в этих собраниях, несмотря на то, что представляли собой большинство русского общества.
Как-то так!
Ребят, разумеется, я не смог в этой статье объять необъятное. Да это и невозможно. Если хотите полностью изучить эту тему в связке с другими формами власти, которые были в России, рекомендую вам мой курс «Сквозные темы: подготовка к ЕГЭ по истории на 100 баллов».
А вообще — ставьте лайки, делитесь этим материалом с друзьями в социальных сетях!
Комментарии