Функции рынка

2021-05-22
Автор: Андрей Пучков
Функции рынка
Функции рынка

Функции рынка — это конкретные направления функционирования рынка, которые играют важную роль в экономике. К основным из них относят:

  • Функция ценообразования.
  • Санирующая.
  • Регулятивная.
  • Посредническая.
  • Привлечения капитала.
  • Контролирующая.
  • Информационная.

Рассмотрим их далее более подробно.

Суть

1. Функция ценообразования

На рынке всегда есть множество товаров и услуг. Как определить, их стоимость? Понятно, что надо учитывать издержки, и массу других факторов — например, неценовые факторы спроса. На рынке же, вследствие конкуренции, всегда есть другие продавцы, и ставить цену на товары и услуги помогают именно они.

Например, вы производите чайные сервизы. Предположим, средняя цена — 20 000 рублей за сервиз. Поставите вы 40 000 рублей — будут у Вас их покупать? Нет, но только на том рынке, где цена 20 000 р. Найдите рынок, где покупатели богаче — наверняка они найдутся.

2. Санирующая

Рынок устроен таким образом, что недоброкачественные товары и недобропорядочные продавцы — просто уходят отсюда. Почему? Ну, будете ли вы покупать некачественные товары, или ходить к недобросовестному парикмахеру? Если Вы живете не в командно-административной системе, то понятно, что нет.

3. Регулирующая

Экономика развивается циклами. Конкретная фаза экономического цикла, будь то рост, пик или спад деловой активности зависит во многом от соотношения спроса и предложения. Рынок регулируют посредством них цены на товары, количество товаров, необходимого в данный момент.

Пример: вследствие пандемии коронавируса в 2020 году наблюдался спад деловой активности. Вследствие этого цены на нефть упали до 40 долларов за баррель. Страны-участнициы ОПЕК сократили добычу до минимума. В результате при наименьшей цене, нефти стало меньше.

4. Посредническая

Рынок — это экономическое пространство, в котором осуществляются сделки. Одни продают, другие покупают. Рынок связывает продавцов и покупателей.

6. Привлечения капитала

Рынок позволяет привлекать капитал, инвестиции. Например, есть какой-нибудь стартап в гараже: ребята занимаются производством программного обеспечения. Они могут зарегистрировать свое юридическое лицо и разместить свои акции на рынке ценных бумаг. Инвесторы, если захотят, могут купить их (эти ценные бумаги) и таким образом компания может привлечь деньги. 

7. Контролирующая

По сути совпадает с регулирующей. 

8. Информационная

На рынке всегда есть асимметрия информации: продавец знает о своем товаре гораздо больше покупателя. Есть рыночные механизмы, которые контролируются государством, что продавец должен сообщать покупателю всю имеющуюся информацию о товаре. Чтобы снижались трансакционные издержки.

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)