Издержки — это размер ресурсов в денежном ином выражении, которые производитель затратил за производство одной или более одной единиц продукции за определенное время. Также их определяют как денежная оценка затрат всех ресурсов, задействованных в производстве.
Это важнейшая категория как в экономике, так и в обществознании. К сожалению в пособиях она раскрыта скудно и вообще, прямо скажем никак. Заглянул я тут в пособие Баранова — 1,5 страницы 14 шрифтом: определение да и виды. Вы серьезно? В этой статье мы кратко и простыми словами, а самое главное на примерах раскроем это понятие.
Суть
Определение мы привели в начале статьи.
Это вам не «затраты — это затраты» (у Баранова, кстати, так и написано!) или «издержки — это затраты». Жуть.
Итак — вот конкретика. Есть фирма «Бротаны», которая производит мужской одеколон «Братан». Одеколон — это товар, который сам себя не произведет. Нужны люди (химики), которые придумают рецепт одеколона, разработают технологию производства. Им нужно заплатить зарплату!
Плюс, нужны люди, которые будут работать на производстве — и производить этот одеколон. Им тоже нужно платить. Плюс нужны расходы на рекламу нового одеколона. Ну там, заплатить актерам из сериала «Реальные пацаны», чтобы прорекламировали новый товар. Плюс нужно разработать каналы логистики: как и куда (в какие торговые точки) поставлять этот товар.
На каждом этапе нужно тратить много денег. Эти траты — и есть издержки.
Они бывают:
- Постоянные — те, размер которых не зависит от объема произведенной продукции за определенный период времени.
- Переменные — те, размер которых зависит от объема произведенной продукции за определенный период времени.
- Предельные — это затраты, связанные с производством дополнительных единиц продукции.
- Явные (бухгалтерские).
- Неявные (экономические).
О видах более подробно, поговорим в следующей статье. Важно только сказать, что фраза «за определенный период времени» — имеет ключевое значение. Потому что все издержки в долгосрочном периоде — переменные. Ну то есть, если компания работает 20 лет, то за эти 20 лет постоянные издержки, например затраты на электроэнергию могут вырасти, потому что вырастет стоимость производства электроэнергии. Или наоборот, она может подешеветь!
Трансакционные издержки
Также в экономике выделяют трансакционные издержки — или издержки взаимодействия между субъектами.
Ну, например. Вот, покупаете Вы б/у автомобиль у продавца. Вот, кто знает больше об этой машине: Вы или продавец? Ясное дело — бывший собственник — продавец. Значит образуется неравенство в информации. От этого Вы боитесь: может там счетчик скручен? Может авто пробежало не 200 000 километров, а целый миллион? Или может, там засунешь руку под капот, а она у тебя вылезет в салон?! Страшно!
Что делать? Ну так ведь Вы живете не в лесу, а в государстве, в котором есть законы. Так вот, есть закон о торговле, где сказано, что продавец должен дать полную и достоверную информацию о товаре. Соответственно, если Вы докажете в суде, что информация была неполной, то вам обязаны вернуть деньги, а продавцу — авто. Понятно, что из-за российской системы судопроизводства такого никто не делает. Но в теории, или в более цивилизованном государстве это происходит на раз-два!
Если же вы покупаете авто у компании, то она должна быть озабоченна репутационными издержками. Сейчас есть Интернет, а тут отзывы очень быстро распространяются. Поэтому при обнаружении дефектов в товаре большие компании и отзывают всю партию, чтобы снизить репутационные издержки. Ведь репутация для продавца — это доверие покупателей, а значит — всё!
Вообще по трансакционным издержкам написаны целые монографии. И разумеется, они не исчерпываются асимметрией (неравенством) информации и потерей репутации.
Но для ЕГЭ и школьных экзаменов Вам этой информации хватит, например, чтобы выполнить план во второй части экзаменационной работы на эту тему.
Нравится Ваш подход в преподнесении материала. Много примеров, и всё разъяснено, что называется на пальцах! Очень здорово