Человеческий капитал: понятие, примеры

2021-03-19
Автор: Андрей Пучков
Человеческий капитал: понятие, примеры
Человеческий капитал: понятие, примеры

Человеческий капитал — это система материализованных в человеке навыков, знаний, умений, которые он может применить в ходе трудовой деятельности.

На сегодня это ключевой элемент производительных сил современного общества. В этой статье мы кратко разберем это понятие с точки зрения современных общественных наук. Как всегда примеры и конкретика, а также интересные мысли, в наличии.

Человеческий капитал: понятие, примеры

Суть

В отличие от остальных форм капитала сути человеческий капитал — не материален: нельзя же взять и потрогать ваши знания, умения или навыки. Но человек является материальным носителем этих нематериальных моментов. 

Раньше считалось, в традиционном обществе, что главное — это земля. Однако даже средневековые дворяне понимали, что без крестьян, которые ее возделывают, земля ничего не значит. Поэтому ценились только те земли, где они — эти крестьяне — жили.

Далее, в эпоху промышленного переворота, индустриализации подход стал меняться. Главными видами капитала стала опять же земля, но стало цениться предпринимательство, труд и средства производства.

Государства всю свою историю боролись именно за земли, в которых есть природные ресурсы. И наша страна — наверное лидер среди таких государств: взяло и заняло 1/6 часть суши. А тут тебе вся таблица Менделеева, а также много неосвоенной земли, леса, моря, неисчерпаемые водные ресурсы. И наше государство всем этим всю свою жизнь торговало.

Так, при царе Алексее Михайловиче вывозили зерно, даже в ущерб себе, отчего были хлебные бунты. Вывозили также лес. Но зерно вывозили вплоть до Сталина, при котором был голодомор. То есть наше государство не щадило своих граждан никогда. Надо построить ракету — вот тюрьма — придумывай!

Потом стали вывозить нефть и газ.

Между тем, в современном мире, постиндустриальном обществе, в связи с некоторым исчерпанием природных ресурсов, пришло осознание, что главное — это не земли, не ресурсы. Главное — это люди. Именно они могут производить информацию, без которой немыслимо никакое производство.

Причем не просто люди. Если тебе 17 лет, ты не имеешь опыта работы, не владеешь профессиональными навыками, то твой удел — жить за счет родителей! Нужны люди с образованием, с конкретными навыками.

А откуда эти навыки берутся? Понятно откуда — из качества образования. Именно оно позволяет получить необходимые навыки. И образовательные учреждения (от школ до университетов), которые реально выпускают качественно подготовленных специалистов, ценятся выше всего!

Виды

По своим характеристикам человеческий капитал делится на два вида: 

  • Интеллектуальный
  • Физический

Соответственно, выделяют следующие категории рабочей силы на рынке труда, которые зарабатывают пропорционально тому, каким преимущественно капиталом владеют.

Рабочие: 

  • Неквалифицированные — это люди, как правило не имеющие специального образования. Они могут работать грузчиками, подсобными рабочими, помощниками, техническим персоналом — мойщики полов, окон, уборщики, дворники и пр.
  • Квалифицированные («синие воротнички») — это люди, как правило имеющее среднее специальное образование: токари, слесари, крановщики, сотрудники компаний по установке дверей, интернета, электрики, сварщики, охранники. Зарплата их может быть в разы выше, чем у предыдущей категории рабочих.

Специалисты:

  • Со средним специальным образованием («синие воротнички»). Это могут быть медсестры, медбратья, учителя в дошкольных и школьных учебных заведениях, продавцы — стройматериалов, книг; бухгалтера.
  • С высшим образованием («белые воротнички»): инженеры, биотехники, историки, политологи, бухгалтера и пр. Квалификация этих людей очень высока, по крайней мере об этом свидетельствует диплом о высшем образовании. Такие специалисты имеют все шансы для быстрого карьерного роста, чтобы стать управленцами.

Управленцы

  • Младший управленческий состав — это по сути персонал, который обслуживает средних и высших управленцев: секретари, помощники директоров. Они как правило управляют специалистами и рабочими, раздают им задания, доводят информацию от руководства компании.
  • Средний управленческий состав — это люди, которые задействованы в принятии решений по управлению компанией.
  • Высший управленческий состав — это владельцы капитала, директора, которые принимают стратегические для компании решения.

По сути управленцы относятся к самой высшей социальной страте. Выше только господь бог! 🙂 Именно их конингент пополняют остальные сотрудники в ходе социальной мобильности.

Важно понимать, что в любой компании корпоративная культура и корпоративное обучение — важнейший момент для формирования и развития человеческого капитала. Вместе с этим тут есть и риски: обучишь специалиста, а он уйдет. Также возникает масса важнейших юридических вопросов: продуты, произведенные в компании — это интеллектуальная собственность кого: сотрудника или корпорации? 

В общем, как-то так!

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Один отзыв на Человеческий капитал: понятие, примеры”

  1. Юлия

    Само словосочетание — человеческие капитал — звучит как-то слишком утилитарно, как по мне. Функционально. А ведь за этим словом скрываются конкретные люди, со своим внутренним миром. Вот, что, на мой взгляд упускает современная экономика — человека как человека, делая из него только производителя

    Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)