Все задания второй части ЕГЭ по истории — повышенной сложности, то есть требуют развернутого ответа либо на основании текста, либо на основании условия исторической задачи. А самые последние задания требует серьезной аргументации и навыка написания связного сочинения. Не удивительно, что у ребят возникают сложности. Какими принципами руководствоваться при решении таких заданий, узнаете из этой статьи.
Задание 20
Чтобы справиться с этим заданием, то есть определить действующих лиц, действия которых описаны в тексте, либо определить события, к которым относится текст, надо правильно читать этот текст. А именно: при прочтении каждого абзаца конспектировать в двух словах, о чем каждый абзац. Такая методика поможет избежать многократного чтения текста при ответах на вопросы. Ведь вы будете знать, о чем каждый абзац и легко сориентируетесь в заданиях.
После прочтения надо задать себе три вопроса:
- к какому веку относятся события, описанные в тексте?
- к какому правителю относятся эти события?
- в какой части (половине, или четверти) века произошло описанные события?
Как правило после этого сразу становится ясно, о чем текст в задании, если, конечно, вы готовились к ЕГЭ по истории.
Задание 21
При ответе на это задание, в соответствии с современными критериями, не надо увлекаться цитированием. Надо стараться отвечать на вопросы, без цитирования, указывания необходимые ответы. К примеру, если требуется назвать три направления деятельности КПСС в период Перестройки, надо просто назвать три направления. К примеру:
- Курс на гласность — открытость источников, архивов, свободу слова
- Курс на новое политическое мышление во внешней политике: отказ от военных действий и курс на мирное, дипломатическое урегулирование вопросов.
- Курс на повышение эффективности работы предприятий: госприемка, легализация индивидуальной трудовой деятельности
Разумеется, все зависит от текста, который перед вами.
Задание 22
Тут обычно требуется указать характерные черты, причины или следствия событий, описанных в тексте. Опыт показывает, что учащиеся часто путают причины и следствия. В этой статье я описал, как научиться их определять.
Задание 23
Задание как правило представляет собой историческую задачу, в ответе на которую требуется привести объяснения чего-либо, причины или следствия. Тут рекомендуется опять же задать себе наводящие вопросы. Если Вы расписывали исторические события по методике, о которой писал выше (статья по ссылке), то трудностей с этим заданием возникнуть не должно.
Кстати, я разработал отличный Продвинутый Практикум ЕГЭ по истории: в нем есть не только задания, но и видеоуроки, в которых аккумулируются все те моменты, которые любит спрашивать ЕГЭ по истории.
Задание 24
В задании требуется привести аргументы за и против выдвинутой точки зрения. Надо помнить, что любой аргумент представляет собой симбиоз исторического факта и подтверждающего суждения. Без факта нет никакого аргумента. Между тем, учащиеся пишут односложные «аргументы». Например: на то, что деятельность Александра Первого была неэффективной пишут просто: «Восстание декабристов». Что восстание декабристов? Как это событие связано с эффективностью или неэффективностью внутренней политики императора — не понятно!
Аргумент должен быть развернутый и содержать в себе и оценочное суждение, и исторический факт!
Задание 25
В задании требуется написать историческое сочинение. Вкратце: оно должно быть связным, описывать конкретную деятельность и действия двух и более личностей, содержать причинно-следственные связи. Я разработал целую методику написания сочинений по истории, которая дает превосходный результат: 11 первичных баллов из 11! Вот все ссылки:
- Методика написания сочинения по истории.
- Готовые планы сочинений по истории.
- Готовые шаблоны сочинений по истории.
С уважением, Андрей Пучков
Комментарии