Уровни научного познания

2021-06-18
Автор: Андрей Пучков
Уровни научного познания
Уровни научного познания

Уровни научного познания — это эмпирический и теоретический. Эмпирический уровень познания направлен на фиксацию и систематизацию фактов, а теоретический — на теоретическое, более абстрактное изучение реальности посредством обобщений. 

Далее мы рассмотрим на примерах и более подробно отличия в этих уровнях познания.

Уровни научного познания

Эмпирический уровень

Эмпирика — это всегда фиксация фактов и связей между ними. Существуют две основные формы научного познания в этом уровне: 

Научный факт — это доказанное и задокументированное специальным образом событие. Из анализа этих событий, в дальнейшем на теоретическом уровне будут получены результаты.

Эмпирический закон — это устойчивая связь между двумя и более событиями или наблюдаемыми процессами. Например, всегда есть связь между молнией и деревом — она в него бьет.

Кроме форм для этого уровня характерны и свои методы познания

Наблюдение — это научная фиксация состояния изучаемого объекта по заранее оговоренным и подготовленным параметрам. 

Например, ученый наблюдает, как работают рабочие на фабрике, сколько времени они тратят на разговоры, сколько на реальную работу. Это позволит ему сделать теоретические обобщения и дать практические рекомендации по повышению эффективности труда на фабрике.

Эксперимент — это изучение свойств изучаемого объекта в заранее созданных и контролируемых условия, которые имитируют естественные, природные условия. 

Опрос — это сбор информации посредством опрашивания респондентов на ту или иную тему. Существуют разные виды опроса. Он активно применяется в экономике (например опрос потребителей по качеству товара), в социологии, в политологии и в ряде других наук.

Контент-анализ — этот метод по сбору информации внутри какого-либо контента. Например, если специальная компьютерная программа определит, что в тексте, объемом 1000 слов, например 100 негативных, то и весь текст оценивается как негативный, который производит такое впечатление на окружающих. Это лишь упрощение. Реальный контент-анализ — это очень сложная и действенная вещь.

Уровни научного познания

Сравнение (компаративный метод). Он заключается в сравнении двух однородных или разнородных объектов. Например, анатомы определили, что органы свиньи и человека очень похожи друг на друга. Одно время даже ходила идея об использовании органов этого животного для применения в хирургии.

Теоретический уровень

Теория — это всегда обобщение информации об уже известных фактах. Проще говоря, любая научная теория всегда имеет под собой конкретные известные факты. Например, существует теория общественного договора, которая суммирует историю развития всего человечества; или теологическая теория появления государства.

Теоретический уровень всегда предполагает наличие проблемы. 

Проблема — это существующее противоречие в объективной реальности между двумя и более явлениями. Более подробно о проблеме можно почитать в этой статье. Именно наличие проблемы подталкивает ученых осуществлять научную деятельность.

Гипотеза — это обоснованное научное предположение. Например, астроном Батыгин и его коллеги на основании имеющихся фактов предположили, что в поясе астероидов вокруг Солнца существует еще одна, доселе неизвестная планета.

Теория — это высшая стадия научного познания, которая представляет собой завершенную концепцию, которая объясняет научную проблему, объясняет связи между фактами.

Существует несколько форм теории: 

Тенденция — это общая направленность событий. Например, мы изучили поведение молодежи после получение школьного аттестата (например, провели опрос, или провели контент-анализ) и выяснили, что 99 % ребят сразу после школы стремятся поступить в университет, поскольку он представляет собой очень эффективный в их понимании социальный лифт.

Закономерность — это связь между двумя и более явлениями, в которой существуют исключения из правил. Например есть такая закономерность, как ранние браки молодых людей по причине беременности. Но это лишь закономерность, которая может быть свойственна не для всех молодых людей, а только для 30 или 40 % из них.

Закон (научный закон) — это устойчивая связь между двумя и более явлениями окружающей реальности. Законов масса в самых разных науках. Например, в социологии есть закон социального расслоения, который подразумевает, что любое, даже самое простое общество подразделяет своих членов по социальным статусам, между которыми существует социальная иерархия.

Также рекомендую Вам мою статью про формы познания.

К теоретическим методам познания можно отнести: дедукцию, индукцию, анализ, синтез и пр. Более подробно о методах познания вы можете узнать здесь.

Не упустите возможность поделиться этой статьей с друзьями в социальных сетях! Это можно сделать, кликнув ниже по одной из кнопочек социальных сетей!

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)