Теория общественного договора

2021-06-12
Автор: Андрей Пучков
Теория общественного договора
Теория общественного договора

Теория общественного договора — это теоретическая концепция, возникшая в XVII столетии, которая пытается объяснить появление государства и гражданского общества идеей естественных прав людей. 

Ее источниками являлись римские и греческие философы, однако сама концепция была разработана и появилась в трудах Т. Гоббса (“Левиафан”) и Дж. Локка. В дальнейшем она нашла свое отражение в работах философов французского просвещения: Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж-Ж.Руссо и пр.

Далее разберем ключевые тезисы этой концепции

Суть

Итак, источником Теории общественного договора и естественного права является труд Т. Гоббса “Левиафан”. Вот ключевые положения этой концепции

Теория общественного договора

Томас Гоббс (1588 — 1679)Ю английский философ

  • Первое. Все люди изначально обладали естественными правами (правом на жизнь, собственность и стремление к счастью), кроме того они все равны в плане своих возможностей и способностей.
  • Второе. Следовательно все люди хотят сохранить себе жизнь, но так как каждый имеет право на жизнь другого, они боятся ее потерять. 
  • Третье. Ничто не может ограничить их права на жизнь другого. Но люди хотят безопасности.

Поэтому они должны соблюдать несколько законов: 

  • Искать мира и следовать ему.
  • Отказаться от своих прав на вещи и жизни других людей в той мере, в какой это необходимо для защиты собственной жизни и имущества (проще говоря, свобода одного человека ограничивает свободу другого). Отказ от права делать все, что захочешь.
  • Люди должны соблюдать соглашения. Иначе они — соглашения — лишь пустой звук.
  • Людям надлежить быть благодарными за благодеяния, совершенными другими людьми в их адрес.

Как это в реальности обстояло? Ну, представьте себе — вы древний охотник (охотница), которая обитает в лесу. Вашей общины давно уже нет, или вашу семью изгнали из нее. Вы знаете каждый куст в вашей части леса. При этом нет ни полиции, ни милиции, ни ФСО, ни скорой помощию. Вы это тоже понимаете. Нет никакого государства.

И как-нибудь через ВАШ лес идет другой охотник. Представляет ли он для вас в этих условиях угрозу? Конечно! Вдруг он ночью, пока вы спите, найдешь вашу пещеру, вас убьет, а потом еще и съест, а добро ваше (шкуры, меха, кости животных, оружие), присвоит себе? И каковы ваши следующие действия? 

Ну, понятно, какие, надо его прикончить раньше! Но и этот охотник тоже почуял ваше присутствие, и тоже все это понимает. Что ночью ему не жить. Поэтому он пытается привлечь Ваше внимание и как-то разъяснить: давай мол, эта половина леса, до речки моя, а остальная твоя?! 

Вы понимаете, что в целом идея здравая и принимаете условия договора. При этом соглашение это гарантировано угрозой обоюдного уничтожения. Так, собственно и происходил этот процесс: объединения племен на основе договора в большие социальные объединения.

Эволюция теории

Гоббс исходил из того, что все люди — злобные существа. Что они только спят и видят, как бы присвоить имущество соседа, а самого — этого соседа — съесть.

Но вот наступает XVIII век и появляются французские просветители, которые утверждают обратное: человек — добрейшее существо. Потому то все остальные условия, стремление заключить договор — вытекают отсюда. Такой идеи придерживались Руссо и Монтекье. 

Теория общественного договора

Ж.-Ж.Руссо (1712 — 1778), философ эпохи французского Просвещения

Они видели разные варианты развития социума, исходя из географического фактора. Мол, если государство большое по территории, то оно обречено на деспотическое правление, потому что только сильная власть может сохранить его в целости.

Также интересно отметить идеи Томаса Пейна. Он считал, что любое государство — есть зло, но зло наименьшее. Поскольку если его, государства, не будет — будет большое зло, потому что некоторые из людей не настолько добрые, а являются преступниками. И люди должны таких преступников карать — применять к ним меньшее зло, чтобы они, преступники, не натворили большее зло. Отсюда и возникает договор и государство.

То есть люди в интересах всего коллектива, ради общего блага делегируют (передают) часть своей свободы государству, чтобы оно их защищало от себе подобных.

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)