Методы познания объективной реальности

2017-01-06
Автор: Андрей Пучков
Методы познания объективной реальности
Методы познания объективной реальности

Познание — это вид деятельности, которая направлена на выявление истины. Важно понимать, что мир столь многообразен и изменчив, что какая-то часть знания о мире непрерывно и неизбежно устаревает. Однако это  это не просто так: сел и познал. Оно предполагает некие методы познания.

Метод — это средство. С помощью чего осуществляется такая деятельность? Есть ли разница между выявлением истин в гуманитарных науках и в естественнонаучных? В этой статье как раз ответим на эти вопросы.

Общенаучные методы

Как мы только что выяснили методы познания — это набор конкретных средств выявления истин. Что представляет собой истина? Многие скажу: истина — это знание, совпадающее с действительностью — и будут правы. Однако истина складывается из фактов. В науке факт — это некое задокументированное или иным способом зафиксированное явление или событие.

Следовательно, познавательная деятельность направлена на выявление этих фактов. Вот какие они есть:

Наблюдение — это фиксация состояния объекта изучения по заранее оговоренным параметрам. То есть не просто — смотрю и записываю, а именно по заранее выявленным показателям: если мы наблюдаем за поведением человека, то фиксируем периоды активности и пассивности, когда человек проявляет те или иные реакции. Вот, кстати, подборка интересных экспериментов над поведением людей:

Эксперимент — тоже общенаучное средство. Он заключается в создании контролируемых условий, какой-то ситуации, которая может вскрыть пока неизвестные связи между явлениями, или состояния объекта. Эксперименты широко применяются в физике, химии. Вот прикольные эксперименты:

Сравнение (компаративный метод) — заключается в выявлении общих и особенных характерных черт, признаков изучаемых объектов. Сравнение широко применяется в истории, социологии, политологии, физике, химии и прочих науках.

Это все, как вы понимаете, были практические методы, которые сопутствует практической деятельности.

Есть еще теоретические средства познания, которые направлены на разработку теорий, объясняющих факты. Кстати, рекомендую ознакомиться с постом про формы научного познания, чтобы лучше вникнуть в тему.

Выдвижение гипотез — это пример теоретического познания. Гипотеза, это научное предположение, которое опирается на факты. К примеру, одной из проблем трудоустройства молодежи может быть малое применение практикоориентироанного образования в вузах. В самом деле: в вузе придется годами сидеть за партами в скучной аудитории. Редко какие вузы организуют действительно первоклассную практическую работу. В результате выпускники не могут трудоустроится, их приходится доучивать на рабочем месте.

Анализ — это выявление типичных черт изучаемого объекта или явления. На самом деле это — вершина научного познания. Большинство достижений научной мысли обязаны своим появлением анализу.

Среди аналитических методов выделяют:

Индуктивное рассуждение — это умозаключение от частных известных фактов в общим выводам — от частного к общему. Путем индукции были выведены множество научных законов. Разумеется, как правило это происходило путем озарения: множество известных ученому фактов разум его систематизировал и выявлял общие связи. Так была открыта периодическая таблица элементов Д. Менделеева, множество законов физики, химии, биологии и пр.

Археологи тоже пользуются этим при реконструкции жизни древних людей, их быта, культуры и пр.

Дедуктивное рассуждение — это умозаключение, доказательство, выведенное на основе законов логики и нескольких других утверждений (от общего к частному). Так, знаменитый Шерлок Холмс как раз использовал его при раскрытии преступлений. Мало кто знает, что Конан Дойл (в английском языке нет мягкой «л») списал героя своих произведений с реальной личности — врача, который по одному взгляду на больного определял, чем тот болеет. То есть на основании общего вида больного (цвет лица, вида ногтей и пр.) делались выводы о его здоровье. И как правило — общие выводы.

Синтез — это средство познания на основе объединения нескольких известных фактов, или положений в одно умозаключение или теорию.

Моделирование — это создание работающей концептуальной или иной модели реального изучаемого объекта. К примеру, нам нужно посмотреть, как будет себя вести кусок железа при воздействии на него разых сил: загружаем данные в компьютер — и вуаля — получаем модель. Моделирование вообще классная вещь, если мы не можем сделать эксперимент.

Кстати, когда работал над своим диссертационным исследованием по социологии: попытался разработать модель зависимостей стиля взаимодействия преподавателя и их последствий в ходе образовательного процесса. Получилось интересно, может как-нибудь поделюсь. Так, что ставьте лайки! )

Методы познания в других науках

В истории используются как сугубо исторические, так и междисциплинарные методы: генетический, историко-сравнительный, радиоуглеродный (определение времени создания вещей по распаду в них углерода), математическое моделирование и пр.

В социологии используется: социологический опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос), наблюдение (включенное, не включенное),  эксперимент (слепой, двойной слепой и пр.) и пр.

В биологии: микроскопия, центрифугирование, меченных атомов и пр.

Уверен, вы получили представление об этой теме. Ее можно обсудить в комментариях, а также делитесь этим материалом в социальных сетях!

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

3 комментария на Методы познания объективной реальности”

  1. Cветлана

    Спасибо большое! Понятно, интересно, содержательно.

    Ответить
  2. Наталья

    Спасибо. Лаконично, доступно, сопровождения актуальными примерами.

    Ответить
    • Андрей Пучков

      Пожалуйста, дальше будем стараться больше!

      Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)