Неценовые факторы спроса

2021-03-11
Автор: Андрей Пучков
Неценовые факторы спроса
Неценовые факторы спроса

Неценовые факторы спроса — это никак не связанные с ценой товара или услуги условия, которые влияют на величину спроса — то есть то, количество товаров, которое потребители готовы и могут купить по данной цене. Как правило, к ним относят: количество товаров и услуг на рынке, бренд, рекламу, моду, вкусы, цены на сопряженные товары, сезонность, действия регулятора, доходы потребителей и пр.

В прошлой статье мы разобрали, что такое спрос. В этой разберем неценовые факторы спроса в экономике. В конце статьи будет план на эту тему по типу задания второй части ЕГЭ по обществознанию. Итак, поехали!

Неценовые факторы спроса

Суть

Факторы спроса — это условия, которые влияют на величину спроса — то есть то, количество товаров, которое потребители готовы и могут купить по данной цене. 

С ценой как фактором спроса в условиях рынка — все понятно: если она падает, то при прочих равных спрос увеличивается. Ведь все мы хотим купить интересующие нас товары «по дешевке». Ни у кого нет лишних денег, чтобы переплачивать!

Неценовые факторы — это условия, никак не связанные с ценой. При изменении одного из них кривая спроса тоже смещается. Это надо иметь в виду также готовясь к задания первой части экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию.

Итак, вот они: 

  • Качество товаров и услуг. Если оно снизилось, то спрос на данный товар тоже скорее всего снизится. Ну, пример такой: вот вышла на рынок какая-нибудь новая колбаса «Замоскворечная». Вы ее купили — попробовали — реально мясная, вкусная. А через пару месяцев она стала хуже, или вообще хвост от мышки в ней нашли! Конечно вы больше не будете такое покупать, и остальные потребители на рынке тоже! Причем цена на эту колбасу останется-то такой же!
  • Бренд. Чем известнее и более «раскручен» бренд, тем вероятность повышения спроса на товар будет выше. Ну, давайте представим на секунду, что какая-нибудь китайская фирма «Вой цунг» станет производить такие же качественные, с красивым дизайном производительные смартфоны, как Iphone.  И цена будет такой же как на яблочный смартфон. Предположим, что у Вас есть деньги, так что вы выберите: смартфон он непонятной компании «Вой цунг» или смартфон от известной фирмы Apple? Ответ очевиден!
  • Реклама — двигатель торговли! И это не просто слова. Чем больше рекламу раз вы видите, тем вероятнее ваш выбор. Есть такое правило 21 показа: первые 5 раз показа рекламы вы вообще ее не замечаете, с 10 раза начинаете замечать, но игнорируете, в полной уверенности, что вам эта вещь не нужна. А вот с 21 раза начинаете искать деньги, чтобы купить данный товар!
  • Мода, вкусы. Тут понятно, что эти вещи постоянно меняются. В 70-е годы прошлого века у молодежи были популярны джинсы «клеш», а сегодня они выглядят старомодно, поэтому производители их и не выпускают!
  • Цены на сопряженные товары. Это такие товары, при изменении цены на которые, изменяется цены и на остальные товары группы. Например если изменяются цены на корм для скота, то и цены на мясо, молоко тоже изменятся.
  • Сезонность. Тут понятно, пример про шубы был разобран в прошлой статье.
  • Количество потребителей. Оно может быть связано с миграцией, что в свою очередь связано с демографической политикой и социальной.
  • Действия регулятора — государства. Например, вследствие той или иной налоговой политики цены на товары могут вырасти или упасть. Потому что налоги — это издержки для производителей, что в свою очередь сказывается на прибыли. Понятно, что это сказывается и на уровне предложения в экономике.
  • Доходы потребителей. Понятно, что если доходы падают, то и спрос будет падать. Вот, например в США, чтобы спрос на товары не падал в пандемию коронавируса раздали каждому американцу по 2000 долларов, и сейчас еще, в 2021 году хотят раздать 1400. Естественно это вызовет повышение спроса или по крайней мере не его снижение.

Как и обещали, в конце статьи приводим план в формате ЕГЭ по обществознанию: 

1. Маркетинговые неценовые условия спроса:

  • Качество товаров и услуг –
  • Известность бренда — марки продукта.
  • Реклама.
  • Доступность товаров и услуг для покупки и потребления.
  • Количество предложения товара и услуг на рынке.

2. Социокультурные факторы

  • Привычки потребления и опыт потребления;
  • Количество потребителей.
  • Общественные традиции.
  • Массовые вкус.
  • Стиль.
  • Мода.

3. Экономические факторы:

  • Доход главы семьи.
  • Совокупный доход остальных членов семьи, имеющих заработки.
  • Программы финансового стимулирования спроса (кредитование, лизинг, рассрочка).

4. Неэкономические факторы:

  • Действия рыночного регулятора.
  • Природные условия, определяющие потребление (например, климат, структура почвы, виды дорог и т.д.).
  • Ожидания потребителя (ажиотажный спрос, сезонный спрос, инфляционные ожидания, ожидание влияния рыночного регулятора и проч.).

Кстати, остальные готовые планы на задания второй части по обществу доступны в Комплекте ответов на Банк заданий ФИПИ ЕГЭ.

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Один отзыв на Неценовые факторы спроса”

  1. Николай П.

    За план, Андрей, отдельная благодарность! Материал запоминается волшебно. Использую его постоянно в своих занятиях

    Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)