Всем пламенный привет! Сегодня будет разбирать немаловажную тему. Как не раз я говорил, любую тему в истории надо разбирать в связи с другими, более ранними темами, иначе в голове у ребят так ничего и не устаканится.
Церковная реформа Петра 1 как раз такая, которая прямо связана с борьбой светской и духовной властей. Процесс этот начался с Ивана Третьего: с иосифлян и нестяжателей. Далее события, к нему относящиеся можно углядеть в воцарении Ивана Грозного, правлении его сына Федора Иоанновича, правлении Михаила Романова и разумеется, в церковной реформе Никона при Алексее Михайловиче.
Если для вас все эти связи в диковинку, и при этом Вы рассчитываете сдать ЕГЭ 2019 по истории на максимальные баллы, то настоятельно рекомендую Вам свой крутой курс «Сквозные темы: подготовка к ЕГЭ о истории на 100 баллов».
Однако вернемся к теме. Как Вам известно из этой статьи, любое событие в мировой истории можно запомнить только в том случае, если вы разобрали его причины, повод, ход событий и итоги (последствия). Собственно, дальше кратко двинемся строго по этой схеме.
Причины
Первая причина. Отношение русской православной Церкви к Петру Первому, к его деятельности, было вполне однозначным — неприязнь. Особенно эта неприязнь была открытой у последнего патриарха РПЦ — Адриане (был патриархом с 1690 года по 1700 год).
Петра православные старцы воспринимали не иначе как антихристом, который ни во что не ставит православные традиции и обычаи. В чем это выразилось, думаю, Вы знаете: царь ни во что не ставил свою законную жену Авдотью Лопухину и вовсю гастролировал на стороне. Да и про колокола на пушки после Нарвского поражения в ходе Северной войны 1700 года не забудем
Второй причина была в том, что надо было поставить большую и жирную точку в противостоянии светской и церковной власти. При Алексее Михайловиче оно завершилось низложением патриарха Никона в 1666 году. И только: новые патриархи по отношению к царям были настроены не ахти как.
Экономической основой независимости церкви были ее собственные вотчины, в которых жили крестьяне, и платили повинности, сами можете догадаться, в чью пользу. С этим тоже надо было что-то делать.
Таким образом, требовалось превратить церковь в послушный инструмент государственного управления.
Ход реформы
В 1700 году умер патриарх Адриан, а нового патриарха не избрали, потому что Петр угрожал зарезать церковных иерархов, ежели они его ослушаются. Вместо патриарха был назначен местоблюститель патриаршего престола рязанский и муромский митрополит Стефан Яворский — человек в возрасте, а следовательно рассудительный и послушный. Получается, что с этой даты РПЦ стала терять подлинную независимость уже по отношению к светской власти.
Далее Петру было не до церкви: надо было проводить другие, более насущные реформы, о которых вы можете узнать в этой статье.
В 1718 году о церкви вспомнили и учредили Духовную коллегию — светский орган управления церковью, которая особо ничем не выделялась на фоне других коллегий. Одновременно видному идеологу и деятелю времен Петра — Феофану Прокоповичу было поручено составить некий свод церковных установлений, который получил название «Духовный регламент».
Феофан Прокопович (1681 — 1736)
В 1721, в год провозглашения России империей, году Духовная коллегия была преобразована в Синод, который возглавил обер-прокурор. Первым обер-прокурором стал Феофан Прокопович.
Церковные земли еще с 1701 года формально находились в ведении государства, прибыль с них платилась государством церкви. Но затем все же они были переданы в синодальное управление. Только в 1764 году Екатерина Вторая провела полномасштабную секуляризацию церковных земель, которые перешли в разряд государственных, а монастырские крестьяне стали экономическими.
Итоги и значение
Петр Великий по своему складу был революционером и затеял в стране настоящий переворот всех сфер жизни общества. В результате церковной реформы:
- Церковь стала слугой государства, государственной службой, которая наряду с функциями отправления культа также выполняла серьезные административные (ведение писцовых книг, «регистрация» браков и пр.) и идеологические функции. Это можно расценивать, как плюс в для государственного управления.
- Создала серьезный раскол в российском обществе между верхами и низами. Это можно расценивать как минус, поскольку начало складываться непонимание между «верхами» и «низами» российского общества.
Вообще эта реформаторская деятельность напоминает лично мне процесс Реформации в Западной Европе. Но он был «снизу»: народ требовал «дешевой» и демократичной церкви. В России же государство попросту отняло у церкви ее богатства и стало ее нещадно эксплуатировать в своих интересах.
От себя могу сказать, что если Вы в этом году сдаете ЕГЭ по истории, и всё вышесказанное является для Вас новым, то настоятельно рекомендую пойти на наши курсы подготовки, дабы не оплошать на реальном экзамене.
С уважением, Андрей Пучков
Комментарии