Особенности научного познания следующие: стремление к достоверности; доказуемость фактов; системность, рациональность; проверяемость результатов; стремление к объективности; использование строго научных методов; формирование теоретических положений в виде законов; использование специального научного языка; независимость знания от качеств познающего субъекта
Далее кратко разберем эти признаки с примерами.
Суть
Стремление к достоверности или истинности научного знания проявляется в том, что ученые хотят получить полное и достоверное знание об объекте исследования. Ведь от достоверности зависят практические результаты.
Например, если бы мы игнорировали свойства электрического тока, то не использовали бы изоляцию и заземление, в результате чего была бы масса жертв электрических ударов. Но мы знаем все свойства электричества достоверно, и поэтому таких жертв практически незначительное количество.
Доказуемость фактов. Эта особенность означает, что ничто не может восприниматься на веру. Только на конкретные и задокументированные факты.
К примеру, научный прогноз, что будет дождь, опирается на факты, скопления осадков в атмосфере, которые зафиксировали как наземные станции, так и спутник. Мы не верим, что будет дождь, мы знаем. Это большая разница.
Проверяемость. Знание фактов еще ничего не значит само по себе. Ведь цель научного познания — всегда практическое применение результатов. Поэтому полученное знание подтверждается или не подтверждается экспериментальным путем.
Стремление к объективности. Важно понимать, что наше знание о реальности — это объективное представление о ней, отраженное в книгах, монографиях, научных статьях. Однако никто не даст гарантии, что это вот знание — объективно — то есть совпадает с реальностью полностью. Каждый день делаются новые открытия и предположения, которые показывают, сколь много человечество еще не знает об окружающем мире.
Использование строго научных методов познания. Они, в свою очередь, должны быть проверены на практике, что они позволяют достичь истинного, а не ложного знания.
Например, простое наблюдение — не является научным методом. К примеру — смотришь ты на солнце с земли, и тебе кажется, что именно оно — солнце — вращается вокруг земли. А это ведь не так! Потому что нужно научное наблюдение, сопоставление и прочее.
Формирование теоретических положений в виде законов. Научный закон — это устойчивая связь между двумя и более явлениями окружающей действительности. Если вы открыли закон, то вам полагается Нобелевская премия! Наука стремится именно открывать законы. Например закон всемирного тяготения, закон движения, закон Ома… это все вроде бы простые законы, отражающие связи между двумя и более явлениями…. Но вот чтобы их открыть понадобилось масса исследований!
Использование специального научного языка. Научный язык, научный стиль речи и письма отличается от обыденного. Он строг, требует уместного упоминания тех или иных фактов. Он сух, и в нем нет метафор или еще чего-то такого. Не зря говорят, что немецкий язык больше всего подходит по образец научного языка — он жесток, научен и логичен.
Независимость знания от качеств познающего субъекта. В науке бывают подтасовки. Это когда один “ученый” подтасовывает факты под свою теорию.
В результате он может даже получить премии. А потом оказывается, что другой ученый пытается повторить опыт, или эксперимент и такое, другое исследование показывает абсолютно другие результаты. Поэтому научные открытия должны быть независимы от субъекта познания.
А на этом все. Обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
Научное знание достаточно консервативно и не включает в себя массу неизученных фактов. В этом смысле наше представление о мире обращено в прошлое, а о настоящем вряд ли наука что-то внятное может сказать. Это конечно же не касается фундаментальных законов физики, химии и прочих фундаментальных наук