Источники власти — это конкретные средства, рычаги, благодаря которым властвующий субъект может добиться подчинения других субъектов и реализации своих целей.
К основным источникам власти относится по М. Веберу: сила, авторитет, традиция; также к ним можно добавить богатство, владение информацией и другими ресурсами.
Далее рассмотрим на конкретных примерах эти и другие источники.
Суть
Макс Вебер выделял следующие средства власти.
Сила
Когда некто опирается на угрозу применения силы, насилия, чтобы добиться желаемого поведения. Например, отец выпорол ребенка за двойки в школе. Он, отец, конечно, не понимает, что ребенок его может не в состоянии осилить школьную программу, и что способностей ему это не добавит. Но тем не менее.
Выход на митинги сейчас в России незаконен. Если даже ты один — вышел в одиночный пикет просто с плакатом “Вор”, к тебе через пару минут подъедут сотрудники правоохранительных органов и заставят под угрозой применения насилия пройти с ними. А если митинг массовый, так и вообще ОМОН тебя силой задержит….
Авторитет
Авторитет основан на престиже того социального статуса, который занимает человек в обществе, согласно теории социальной стратификации. А высокое положение (статус) априори означает, что у данного властвующего субъекта (человека) есть какой-то уровень дохода (богатства), власти, образования и престижа.
Именно поэтому категорию богатства как источник власти я бы не выделял.
В чем проявляется авторитет? Ну, к примеру в компании друзей к тебе подходят и говорят: “Ты меня уважаешь? Тогда пей”, предлагая вам выпить, к примеру, кефира. Вот вам и попытка осуществить принуждение, апеллируя к авторитету.
Традиции
Традиция — это некий обычай, который исполняется данным обществом на протяжении долго времени — может, веков или даже тысячелетий.
Апелляция к традиции достаточна популярна, чтобы добиться подчинения. К примеру, есть традиция ставить себе елку на Новый год. Ежегодно масса людей вырубает зимой елки, продает их другим людям, которые через пару дней после праздника выбрасывают их на помойку. Массовое жертвоприношение елок! Гринпис отдыхает! Но ничего не попишешь, такова традиция.
Тоже самое было с царем в царской России, которому надлежало подчиняться. Есть даже такие поговорки: “Без царя в голове”, “Не нами положено, не нам и менять!” и все такое прочее.
Виды
Принуждение
Это такая ситуация властвования, при которой властвующий субъект может внести в ситуацию существования объекта властвования некие ограничения.
Например, родитель может поставить ребенка в угол, тем самым ограничив его, ребенка, свободу передвижения и добиться от него нужного поведения в будущем. Собственно, государство, заключая осужденных в тюрьму, поступает точно также. Вообще в обществе господствует принуждение.
Родитель: “Ты должен ходить в школу”. Ребенок: “Не хочу”. Родитель: “Ты должен!”.
Родитель: “Поехали на дачу”. Ребенок: “Не хочу”. Родитель: “ Поехали!”
Все это как правило сопровождается угрозой применения первого источник власти — силы.
Мотивация
Это способность властвующего субъекта внести в ситуацию новое преимущество.
Например, когда я был молодым и дерзким и работал грузчиком, были примерно такие ситуации. Наш бригадир говорил: “Пришла фура, кто пойдет разгружать?” Все молчат, потому что фуру разгружать никто не хочет. Тогда бригадир говорит: “Андрей, ты у нас самый сильный, пойдешь?” Андрею конечно приятно, что он тут самый сильный, и конечно соглашается, а то ведь неудобно перед пацанами. Но фура не ждет!
Также учительница, видя, что никто не хочет вытирать доску может сказать: “Вань, вытри доску, пожалуйста, никто, кроме тебя, с этим лучше не справится!”.
Разумеется, что мотивация успешна в том случае, если властвующий субъект имеет должный уровень авторитета, разобранного выше источника власти.
Или еще пример. Предположим, вас приняли на работу в организацию руководителем коллектива — 15 человек. Поставили задачу — выполнения вашими подчиненными плана, предположим, продаж.
Потому что ваши подопечные, приходя на рабочее место, в офис, занимаются чем угодно, кроме работы: сначала завтракают, кофе пьют, потом разговоры разговаривают, курят. Потом два часа поработают — уже обед! Ну а конец дня проходит в полусонном режиме. При этом уволить их нельзя — классные специалисты. Как вам их мотивировать?
Многие сразу отвечают: поднять зарплату. То есть эти деятели ничего не делают, а им еще зарплату подавай?! Нет, конечно.
Есть несколько решений. Одно из них устроить соревнование: разделить их на 2 группы и сказать, что какая группа выполнит план, та вместе с семьями поедет на Мальдивы на две недели!
Как-то так!
Убеждение
Убеждение — это способность властвующего субъекта в организации, в менеджменте — не важно где — изменять, трансформировать убеждения того, в отношении кого власть реализуется.
Чтобы это успешно делать, нужно обладать авторитетом, харизмой, всеобщим признанием и уважением. Так, например, тренер бокса добивается от своего подопечного побед. Или учитель, заинтересовав ученика своим предметом, воспитывает гения математики или физики.
Привитие правильных убеждений вообще задача социализации. Она не может быть успешной без трансляции агентами социализации нужных ценностей. Как говорится, осина не родит апельсина.
А на этом всё! Кстати, дарю все примеры для использования при выполнении экзаменационной работы ЕГЭ по обществознанию.
Поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях, нажав на кнопочки ниже.
Макс Вебер — просто классик политической и социальной мысли. Это просто шикарно, что Вы затронули его выкладки в этой статье про источники власти