Монопсония — это такой вид монополии, когда монополистом в экономике является не продавец, а покупатель. Монопсония и монополия — это не одно и то же. При монопсонии не производитель влияет на цену, который и осуществляет предложение, а покупатель — потребитель, власть над ценой смещается — к нему от продавца!
Это совершенно нетипичная ситуация на рынке, которая в чистом виде встречается крайне редко, как и чистая монополия. Но знать о ней необходимо, если ваша цель — высокие баллы на экзамене и поступление в университет. В этой статье мы кратко и понятно, на конкретных примерах разберем характерные черты монопсонии в обществознании. Поэтому дочитайте статью до конца!
Суть
Определение привели в начале статьи. Разберем его.
То есть почти по какой цене хочешь получить товар — по такой и получишь! «А бесплатно — спросите вы -, а бесплатно-то могу получить?». К сожалению нет. Ведь любой товар — это результат вложения труда, денег, материалов — , словом ресурсов. И если вы, как единственный покупатель, захотите получить товар бесплатно, то продавец — не сможет покрыть свои издержки — и обанкротится!
Для монопсонии характерны следующие черты:
- Один-единственный покупатель-потребитель, который и представляет весь объем спроса на данном рынке.
- Несколько продавцов, которые имеют свои небольшие доли на рынке. Кстати, это вполне может быть и олигополия. Либо это может и большое число продавцов.
- Какой-то стандартизированный товар.
- Доступ покупателя к полной информации о товаре и возможных альтернативах (отказа от него).
- Продавцы между собой никак не взаимодействуют, то есть конкуренция отсутствует.
Уже в силу этих моментов понятно, что монопсония — не часто явление. Но оно все же случается.
Например, можно рассмотреть принудительную государственную монопсонию, которая была во времена СССР на рынке золота. Производителей золота — масса: от единоличных старателей, которые мыли золото, до добывающих компаний. Но скупало все золото — государство в лице Гохрана. Ситуация в 1990 году была замечательная: Гохран взял все золото, а денег расплатиться за него не имел.
Государственная монопсония может использоваться для поддержки тех отраслей производства, которые жизненно важны для государства и общества. В том же СССР государство было единственным скупщиком у колхозов и совхозов сельскохозяйственной продукции по твердым ценам.
И вот еще такой пример. Предположим, есть несколько фирм, которые добывают металлическую руду в шахтах. А завод по переработке руды — один-единственный на всю округу. Понятно, что он и будет монопсонистом — единственным потребителей металлической руды.
На рынке труда такая ситуация может случиться в том случае, когда одна компания выступает единственным потребителей рабочей силы, в то время как сами рабочие является ее продавцами. Например, в районах крайнего Севера одна компания (какой-нибудь Норильский Никель) может скупать всю рабочую силу в округе. При этом заработная плата тут не будет сверхвысокой, а мобильность — возможность повышения в должности — будет минимальной.
А на сегодня всё! Делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях!
Комментарии