Как победить на любом Всероссийском конкурсе: рекомендации по написанию исследовательских работ

2019-03-31
Автор: Андрей Пучков
Как победить на любом Всероссийском конкурсе: рекомендации по написанию исследовательских работ
Как победить на любом Всероссийском конкурсе: рекомендации по написанию исследовательских работ

Как победить на любом Всероссийском конкурсе: рекомендации по написанию исследовательских работ

Всем привет! На связи снова Андрей Пучков!

Довольно давно, кроме того, что веду свои курсы подготовки, пишу на сайт полезные статьи, записываю видеоуроки и готовлю ребят на максимальные баллы на ЕГЭ, помогая им поступить на бюджет, я готовлю желающих к всероссийским олимпиадам.

Вообще подготовка к олимпиадам — это отдельная образовательная технология. Но есть такие олимпиады и конкурсы, на которых требуется написать исследовательскую работу на определенную тему. Бывает также такое, что учащийся сам должен эту тему выбрать.

Данный вид конкурсов гораздо сложнее обычной олимпиады, ведь здесь требуется не только иметь эрудицию, и мыслить в рамках темы, но и грамотно структурировать найденную информацию, поработать с источниками, если мы говорим про гуманитарные дисциплины.

В прошлом году мой подопечный занял второе место на Всероссийском конкурсе Артек, в позапрошлом первое. Имя называть я не буду, потому что согласия его я не получал )))

Мои рекомендации

Как только мне поступает предложение руководить написанием исследовательской школьной работы, я сразу обращаю внимание на тему, которую он выбрал.

Правильно выбрать тему работы

Большинство ребят совсем не понимают разницу между реферативной темой работы и исследовательской. В реферативной теме не требуется ничего исследовать. Надо просто описать тему и рассмотреть разные точки зрения на нее разных исследователей. Примеры реферативных тем: «Буржуазные реформы Александра Второго», «Реформы Петра Великого», «Культура России эпохи Просвещения» и т.п. В таких темах нет никакой проблемы. За такую тему вы не получите никакие призовые места, потому что ничего нового в таких темах не скажете!

Кстати, рекомендую мою статью, что такое проблема, чтобы вы поняли, какие темы считать проблемными. Пример проблемной темы может быть: «Сравнительный анализ социального положения в России в допетровское и послепетровское время», «Традиции и обычаи русского народа в 19 и 20 веке» и т.п.  Разумеется сравнением такие темы не исчерпываются. В любом случае, в проблемной теме должно быть хотя бы два элемента, вступающие в противоречие, из чего и складывается проблемная тема.

Обычно, если человек пришел ко мне с нуля, я предлагаю ему проблемную тему, исходя из его интересов.

Правильная методика работы

После того как вы выбрали тему, надо продумать структуру работы, методы, которые будете использовать, актуальность и новизну. Без этих вещей призовых мест толком не занять. Учащийся должен четко понимать, что ему надо сделать, чтобы написать хорошую работу. 

К сожалению, в большинстве случаев, по-настоящему исследовательская работа — не под силу большинству ребят. Тем более если речь идет о гуманитарных науках. Здесь требуется много сидеть за книжками, документами, и читать, читать, суммировать, конспектировать и пр. Только когда будет добыта информация, только тогда можно приступать к написанию самой работы.

Новизну и актуальность пишем не в конце работы, а в самом начале, когда только обговариваем все детали. Кстати, на этапе сбора информации для исследовательской работы сливаются большинство ребят. Так что руководителям работ иногда приходится помогать ребятенку найти нужный текст или источник. Несмотря на то, что сейчас много чего есть в Интернете, большинство просто не умеет пользоваться поисковиками. Кстати, как искать информацию в интернете правильно, читайте в этой статье.

Правильное написание текста

Все, кто хоть когда-нибудь писал исследовательскую работу знают, что сначала надо писать основную часть работы (главы), а затем только введение и заключение. В начале работы не забудьте вставить цитату В. Путина в начало работы, а то на Всероссийском уровне могут вообще ее завернуть только по этому пункту. Дикость конечно, но что же делать….

Как победить на любом Всероссийском конкурсе: рекомендации по написанию исследовательских работ

На этом этапе сливаются большинство ребят. Потому что написание текста исследовательской работы — это тяжкий труд. Тем более если его надо переписывать 🙂 А как вы думали.

В сущности, большинство исследовательских школьных работ представляют собой результат совместной деятельности руководителя и учащегося. И еще большой вопрос, чей вклад весомее. Если не согласны, напишите в комментариях ваше мнение.

Вот самые простые правила написания текста таких работ:

  • Один абзац — это одна мысль.
  • Каждый абзац должен вытекать из предыдущего. Чтобы добиться такой связности, надо на полях черновика, напротив каждого абзаца написать, о чем он (в двух словах). Тогда станет ясно, как связать эти абзацы.
  • Преимущество надо отдавать простым предложениям, а не сложным.
  • Стиль должен быть научным или публицистическим. Никак не бытовым.
  • После написания текст работы надо проверить на уникальность и на ошибки

Написание тезисов и текста выступления

После того, как работа написана и отправлена на конкурс, надо написать тезисы и текста выступления. Обычно это один файл, страниц на 5-7. Также заранее надо продумать возможные вопросы, а для этого надо четко понимать ее минусы. 

Вообще родителям надо знать, что участие в таких олимпиадах и конкурсах весьма дорогое удовольствие. Как-то я готовил ученицу, она летала два или три раза с матерью на Олимпиаду МГИМО и заняла достойное третье место. Да и сама работа преподавателя по руководству такой работы стоит недешево, конечно, если такой преподаватель ценит свое время. 

Если вопросы есть, пишите в комментариях, буду рад ответить!

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)