Потребительское поведение: понятие, виды, примеры

2017-10-04
Автор: Андрей Пучков
Потребительское поведение: понятие, виды, примеры
Потребительское поведение: понятие, виды, примеры

Потребительское поведение: понятие, виды, примеры

Всем бодрого времени суток, друзья! На линии бессменный Андрей Пучков. 

И сегодня разберемся с таким понятие как потребительское поведение. Эта тема является последней в разделе «Экономика», и включена в такую большую тему как «Рациональное поведение собственника, потребителя, семьянина, гражданина». На самом деле эта тема больше нужна для расширения кругозора, и включения головы в обществознание, чем для какого-то серьезного заучивания. Именно с этими целями, мы сегодня эту тему и разбираем.

Понятие 

Потребительское поведение — это система социальных действий, направленная на удовлетворение потребностей человека. Человек — существо потребляющее. Потребности у человека появляются сразу после рождения. В этой связи крайне вам рекомендую изучить иерархию потребностей по А. Маслоу.

Соответственно, когда мы рождаемся, возникают потребности в питании, воздухе, тепле и безопасности. Дальше — больше. В экономике человек рассматривается как субъект, который имеет неограниченные потребности. Вместе с тем, ресурсы для их удовлетворения весьма ограничены. Поэтому рынок, социум требует от человека рационального потребительского поведения, которое бы не ввергало человека в пучину непотребства.

Лучше всего, на мой взляд, безграничные потребности переданы в этой притче, которую я вычитал из мемуаров Сибусава Эйити — крайне деятельного японского бизнесмена 19 века.

Ты купил себе дорогие палочки, чтобы есть рис. Но не будешь же ты этими палочками есть из простой плошки? Надо под стать им дорогую чашку. У тебя дорогие палочки и чашка? Но не будешь же ты есть рис в обычной землянке? Надо нормальное жилье, с хорошими татами и сёдзи (перегородки из рисовой бумаги) и т.д.

Мысль, думаю понятна. 

Потребитель, имея свои безграничные потребности и ограниченные ресурсы, хочет приобрести максимально полезный товар. Именно полезность играет тут ключевую роль. Согласно маркетингу, человек пытается потратить меньше ресурсов и купить как можно более подходящий ему продукт.

Однако все не так просто. Вот еще несколько факторов, которые оказывают на потребности человека.

Подражание — эта модель поведения активизируется вследствие моды, стадного чувства, или статусных предпочтений. Например, ты живешь и знать не знаешь, что есть игровая приставка PS4. И тебе особо все равно. Но тут все начинают играть в разные игры и обсуждать их. И чтобы не выпасть из общества ты тоже покупаешь себе эту приставку. Тоже самое относится к IPhone — каким бы ни был этот телефон, его все равно будут покупать фанаты.

Демонстративное поведение — эта модель поведения характеризуется тем, что люди, чтобы произвести впечатление на публику, покупают дорогие вещи. Например тетя, которая давно не видела своих племянников, захочет произвести на них впечатление и покупает все, о чем они мечтают.

Фактор срочности, когда товар надо приобрести во что бы то ни стало. Например, скоро зима, или уже зима и нужно по-любому покупать шубу или дубленку, это жизненно важно.

Таким образом, общим понятием, объединяющим все факторы будет полезность данного товара. Также существует понятие предельная полезность. Разберем, что это, на примере: голодный мужчина на острове поймал кабана и съел его. Но мясо еще осталось. Так вот по мере насыщения мужчины мясом, каждый следующий кусок имеет для него меньшую полезность, чем самый первый, который он съел. Таким образом — предельной называют полезность, которую потребитель извлекает из каждой новой единицы товара.

Есть даже закон убывающей предельной полезности, думаю вы поняли, о чем он.

Виды потребительского поведения

  • Покупатель-консерватор — такой человек покупает товары, не потому что они для него важны, а потому что они отвечают его ценностям: семья, дом и пр.
  • Покупатель коммутатор — такой человек покупает товары, но они для него не важны, для него важно общение. Именно поэтому много шопоголиков, и шопинг как общественное явление.
  • Выбиращий покупатель. Выбор сам по себе является благом. Есть такие люди, которые любят выбирать долго и упорно — именно они вас бесят в очереди в Аптеке, стоя подолгу у кассы.
  • Покупатель-исследователь — такой человек любит пробовать новые товары, оценивая их полезность для себя.
  • Покупатель-бунтовщик — такой покупатель покупает товары, которые почему-то запрещены. Например такой человек может купить значок Навального 2018 и расхаживать по улице, беся работников полиции.
  • Покупатель-актуайзер — такой человек стремится покупать только лучшие имиджевые товары, которые рассчитаны на очень высокий доход.

Остальные грани этой темы мы разбираем на вебинарных занятиях наших курсов подготовки. Приглашаю вас к нам!

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)