Всем привет!
Друзья! Это нечто!!!
Недавно колесил по просторам Интернета, просматривая сайты по подготовке к егэ по истории…. Я просто ужаснулся от того, как некоторые авторы сайтов позиционируют подготовку к экзаменам и как рекомендуют запоминать последовательность исторических событий! Они просто вываливают информацию в сеть, под шокирующими заголовками, вроде этого: «Даты и события, которые надо знать, чтобы сдать ЕГЭ по истории»…. И дальше мы видим список дат почти на каждый год с 962 года по 1994….
И неудивительно, что одна половина абитуриентов впадает в панику, а другая — в транс от такого количества дат, которые «надо знать»…. Друзья, будьте осторожны, не верьте этим людям, они просто не владеют методиками подготовки, а просто тупо скачали что-то из Интернета и выложили к себе якобы как уникальный контент.
Что же делать, когда осознаешь, какое количество материала «надо выучить»? В следующих статьях мы ещё остановимся на этом вопросе, так что оформите подписку на новые статьи!
Лично я на практике уже убедился, что даты событий учить НЕ НАДО, надо учить последовательность исторических событий. В истории надо от силы знать 25 — 30 реально серьезных событий. Остальные события надо уметь соотносить хотя бы с частью века, а лучше с императором, или правителем, правившем в это время в России.
Сегодня я поделюсь с Вами ещё кое какими своими наработками.
Друзья! Но вы должны понимать, что поработать всё равно придется! А о том, как повысить работоспособность и мотивацию у меня была недавно отдельная статья.
Итак при запоминании последовательности событий в истории России Вам надо знать только то, что любое историческое событие имеет свою структуру: предпосылки, причину, повод, ход событий и итоги. Более детально о причинно-следственных связях тут.
Так вот при подготовке к экзаменам возьмите за правило писать этот план каждого важного события, которое изучаете. Только не вразброс, конечно, а последовательно, начиная с Древней Руси и доведите до 20 века. Думаю, когда Вы напишете около 50 таких важных исторических событий, то их последовательность уляжется в голове прочно и надолго!
Приведу несколько примеров из разных эпох истории России, чтобы подтолкнуть вас к действию:
Русско-византийская война 970 — 972 годов
Предпосылки: давние военные и торговые отношения между Русью и Визнатией.
Причины: Нежелание Святослава соблюдать условия договора с Византией.
Повод:
Византия попросила Святослава подавить восстание в Болгарии за определенную сумму.
1. Ход событий: Святослав потопил восстание в Болгарии в крови и очень жестоко подавил его. Но не пожелал вернуться обратно на Русь. Вместо этого он провозгласил, что Болгария будет центром его земель, что из Руси будут стекаться мёд, воск, пушнина, а из Визнатии вино, ковры, драгоценности.
2. В результате русско-византийской войны Святослав в 972 году был окружен войсками императора Византии Иоанна Цимисхого и был вынужден покинуть болгарские владения Византии.
Итоги:
1. Смерть Святослава в связи с подкупом Иоанном Цимисхим одного из печенежских племен.
2. Попытка Святослава создать империю, объединив Русь и Византию не удалась!
Примечание: желательно знать годы, в которые было указанное событие!
——————————————————————————————————
Северная война 1700 — 1721 годов.
Предпосылки: нерешенность задачи выхода к торговым морским путям.
Причина: необходимость для внешнеполитических интересов России выхода к Балтийскому морю.
Повод: нападение русских войск на крепость Нарва осенью 1700 года
Ход событий:
Первый период войны с 1700 по 1709 годы. В ходе этого периода русские войска взяли Нарву, Иван-город, Орешек и др.. В 1703 году был основан Санкт-Петербург. Предательство Ивана Мазепы (гетмана Украины). Карл 12 вынудил Данию и Австрию выйти из коалиции с Московским государством.
27 июня 1709 года — Полтавская битва
Второй период войны: с 1709 по 1721 года. 20 июля 1714 года первая крупная морская битва при мысе Гангут. 20 июля 1720 морская битва при мысе Гренгам.
Итоги войны: август 1721 года — заключением между Россией и Швецией Ништадского мира по которому к России отошли прибалтийские территории.
Победив Шведскую империю, Россия стала империей.
——————————————————————————————————
Великая Отечественная Война 22 июня 1941 по 9 мая 1945
Предпосылки: неприятие странами Запада советской власти, установившейся вследствие Октябрьской социалистической Революции 1917 года. Видео, кстати, в тему. Правда оно о начале Второй мировой войны и роли Германии в развязывании этой войны:
приход к в Германии в 1933 году нацистской социал-демократической партии во главе с Адольфом Гитлером.
Причины: агрессивная нацистская идеология.
Повод: формальным поводом нападения Германии на Советский союз была подтасовка фактов: что якобы СССР обстрелял аэродромы Румынии со своей территории, а Румыния союзница Германии, поэтому Германия напала.
Ход событий подробно изложен в таблице, которую можно скачать по этой ссылке==>>
Итоги: СССР сыграл ключевую роль в разгроме как военной основы нацистов, так и идеологии нацизма.
Разобрав по этой схеме событий 30 — 50 вы будете знать последовательность исторических событий гораздо лучше! Также настоятельно рекомендую Вам посмотреть три моих урока по истории Древней Руси. Они сразу наведут порядок в Вашей голове:
На сегодня, уважаемые друзья, всё! Считаемся в следующих постах!
P.S.: по просьбам читателей выкладываю те самые события отечественной истории, которые надо знать с точностью до года, и конечно помнить их причины, повод, ход событий и итоги. В остальных событиях надо просто уметь ориентироваться, то есть соотносить события с конкретным правителем, и представлять, в какой части века было его правление. Кстати, как запоминать даты по истории, можете посмотреть отличный видеоурок здесь=>>
Итак, события:
- Христианизация Руси — 988 .
- Первое упоминание о Москве — 1147 год.
- Битва на р. Калке — 31 мая 1223 года.
- Куликовская битва — 8 сентября 1380 года.
- Принятие Судебника Ивана Великого — 1497 год.
- Принятие Судебника Ивана Грозного — 1550 год.
- Принятие Соборного Уложения — 1649 год.
- Северная война 1700 — 1721 год. Полтавская битва 27 июня 1709 года.
- Эпоха Дворцовых переворотов 1725 по 1762 гг.
- Нашествие Наполеона 1812 год.
- Манифест об отмене крепостного права — 19 февраля 1861 года.
- Русско-японская война январь 1904 — сентябрь 1905.
- Первая русская революция 1905 — 1907 гг.
- Февральская революция 1917 год.
- Октябрьская революция 1917 год.
- Гражданская война 1917 по 1921/22 гг.
- НЭП — 1921 — 1927 гг.
- Индустриализация и коллективизация 1920-е — 30-е годы.
- Вторая мировая война 1 сентября 1939 по 2 сентября 1945 гг.
- Великая отечественная война 22 июня 1941 по 9 мая 1945 гг.
- Корейская война 1950 — 53 гг.
- Карибский кризис 1962 год.
- Холодная война 1946/49 — 1989 годы.
- Венгерское восстание 1956 год.
- Восстание в Чехословакии 1968 год.
- Афганская война 1979 по 1989 годы.
- Перестройка 1985 — 1990 годы.
- Распад СССР декабрь 1991 год (Беловежское соглашение).
Можете начать с того, чтобы разобрать эти события по той схеме, которая была приведена выше. Пользы будет в сто раз больше, чем от простого заучивания!
С уважением, Андрей Пучков
Запоминания исторических дат является одной из сложных задач. Я их просто заучивал, хотя даты и события заучивать — неправильно.
Если заучивается — это круто! Обычно у людей мало что запоминается даже после простого прочтения. Кстати победители конкурса «Топ комментаторов. Ноябрь» будут оглашены в следующем посте.
И не говорите) заучивать конечно круто, некоторые даты до сих пор помню и при регистрации профиля на различных форумах беру дату какого нибудь события из головы)
К сожалению в конкурсе «Топ комментаторов. Ноябрь» я был кажется единственным участником, мои реквизиты у вас вроде имееются? поэтому по получению приза я сразу отпишусь в комментариях.
Заранее вам большое спасибо)
Я думаю, что полезность запоминания фактов истории не только в регистрации на форумах… Особенная городость за свои знания, когда общаешься с иностранцами на всякие исторические темы. Они, кстати, это делают гораздо охотнее россиян. Хронологические рамки обыденных разговоров наших соотечественников редко выходят за рамки 1980-х — 2000-х годов. Иностранцы же охотнее разговаривают и на другие темы как из всемирной истории, так и отечественной.
Так вот, знание фактов крайне важно в таком разговоре, так как взгляд у каждого иностранца на событие свой… бывают очень интересные дискуссии, в которых ударить лицом в грязь совсем не охота! Сейчас много форумов на исторические темы, где люди общаются на самые разные темы. Считаю, что Интернет в этом плане очень полезная весчь!
Я считаю, что любой человек в мире просто обязан знать историю своей страны. Ведь история страны это в какой-то степени история каждого человека.
Так даты и не появились нигде.
Вы видите красный блок со ссылками социальных закладок, щелкаете на любом лайке и появляется список. Если не появился, обновите страницу )
» при регистрации профиля на различных форумах беру дату какого нибудь события из головы» — это небезопасно.
Так все их и заучивали.
Спасибо, коллега за Ваш труд. Обязательно порекомендую у себя на сайтах. Желаю Вам всех благ!!! С уважением Наталья Владимировна.
Пожалуйста, коллега! Спасибо, что рекомендуете 🙂
Уже рассказал о EGE59.RU всем одноклассникам сдающим ЕГЭ. Спасибо что ваш сайт есть!
А где они на сайте?
Хороший вопрос: пусть тоже участвуют в обсуждении 🙂
И коллеги подтянулись.
Андрей, замечательные посты. Спасибо за помощь в подготовке детей к ЕГЭ.
Рад помочь!
Dreammanhis, наверно ни что так не помогает дальше писать стать, как положительные отзывы читателей ? 🙂
Не говорите! Так и есть! Особенно, когда отзывы не просто с благодарностью, а с конкретными пожеланиями, что надо доделать и доработать!
Ну что при помощи комментариев можно получить обратную связь от своей аудитории. Можно узнать что ей нравится, а что нет 🙂
Это вдохновляет!
Нравится Ваш подход — что вы не учите просто механически запоминать даты исторических событий, а искать каждому логическое обоснование, которое запоминается намного лучше. Я тоже считаю, что лучше знать примерное время, а важнее -знать — причины исторических событий.
Я учу по хронологии — сначала, потом …
… всё равно заучивает.
Иногда я образно даты запоминаю.
Историю надо просто знать и любить! А все эти «рекомендации»…
То есть Вы отрицаете методику обучения?..