Народничество — это идейное движение в Российской империи второй половины 19 века, которое зародилось в среде разночинной интеллигенции и представлявшее собой систему идей о справедливом социальном устройстве.
Истоки
Провал восстания декабристов в 1825 году породил новый виток развития идейной социальной мысли в России. В частности стали возникать студенческие кружки, на собраниях которых обсуждались актуальные философские направления европейской мысли того времени.
Важно понимать, что даже простое обсуждение таких идей было крайне опасно для студенчества. За такое грозило отчисление и каторга. Однако такие риски нисколько не смущали молодежь.
В частности, известны такие студенческие организации:
- Литературное общество 11 нумера — по номеру комнаты, в которой собирались студенты под руководством В. Г. Белинского.
- Кружок Станкевича. Участники (Н.В. Станкевич, К.С. Аксаков. Т.Н. Грановский, В.Г. Белинский, М.А. Бакунин). На собраниях обсуждали современные философские идеи Канта, Гегеля, Шиллинга применительно к крепостному праву и реалиям Российской империи.
- Кружок Герцена и Огарева — обсуждали идеи французского просвещения и революционный опыт зарубежных стран.
- Петрашевцы (М.В. Бугашевич-Петрашевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.М. Достоевский, А Н. Плещеев, Н А. Момбелли, Н С. Кашкин и пр.) — кружок издал «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка». На заседаниях обсуждались злободневные вопросы жизни отчизны.
Как видим, многие будущие идеологи народников активно участвовали в этих и других собраниях, набирались творческого и теоретического опыта.
Идейные истоки
Идейными вдохновителями народников считаются А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Герцен, надо сказать вообще был человеком состоятельным. И посетил Западную Европу. Там он понял, что путь капитализма не для России.
Почему? Герцен побывал на английских заводах, которые в 40-е годы 19 века представляли собой жуткое местечко, надо сказать. Ну, представьте, заходите вы на завод и слышите, как кто-то истошно орёт. Оказывается это рабочий, которому только что оторвало руку. К нему подходит мастер участка и говорит: «Ту уволен!». И теперь рабочий орёт не от того, что ему руку оторвало, а от того, что у него нет средств к существованию.
Вот так. Никакого тебе социального страхования, никакого рабочего законодательства. Слово «Пролетариат» — означало людей, у которых есть только дети.
Александр Иванович Герцен посчитал, что Россия может «перепрыгнуть» капитализм сразу к социализму. Вот, как он предлагал такое провернуть:
- В России есть крестьянская община — по сути ячейка социализма. В ней господствует общинная собственность на средства производства (орудия труда), в ней все решения принимаются сообща, ответственность делится между общинниками, существуют механизмы уравнительного распределения (например земли), община приходит на помощь своим участникам в трудные времена.
- Если порядки общины распространить на всю Россию, то в России настанет социализм.
- Добиться этого можно только революционным путём — свергнув царский режим.
- Крестьянство — революционный слой в России.
Именно с этого времени цареубийство было у народников настоящим фетишем. Они грезили, что убив царя, немедленно поднимется крестьянская революция. Что дескать, только царизм и является препятствием для революции.
На самом же деле, народники были просто заложниками своих идей и иллюзий. Они абсолютно не знали ни глубинного народа, ни его чаяний, ни потребностей. Что докажет вся будущая история.
Идейные течения в народничестве
Итак, вы должны знать о трёх основных течениях
Пропагандистское П.Л. Лаврова
Пётр Лаврович Лавров считал основным инструментом в борьбе за революционные идеалы — пропаганда идей социализма в деревне среди крестьянства. Дескать, крестьянство осознает своё убогое положение благодаря этому и свергнет ненавистный народникам царский режим.
Эта идея получила серьёзную реализацию. Так с 1875 года начинает «Хождение в народ»: сотни студентов, переодевшись во врачей, рабочих и учителей пошли в народ с целью такой пропаганды. Однако идеи эти остались идеями: народ не понял ни слова ни про социализм, ни про что-то другое иное. Народ слепо верил в царя и в православную церковь.
Бунтарское направление Бакунина
Михаил Александрович Бакунин считал, что главное — это бунт, «бессмысленный и беспощадный», простыми словами. Надо , чтобы крестьянство в революционном порыве смело царизм и установило анархический способ правления: через самоуправляющиеся общины.
Заговорщическое Ткачёва
Самым же большим реалистом был именно Пётр Никитич Ткачёв. Он считал, что народ в России безграмотен, слепо верит в царя и в православную церковь. Объяснять ему что-то умное — гиблое дело. Поэтому надо, чтобы в России возникла тайная революционная организация, которая бы и организовала государственный переворот, а затем провела бы все нужные реформы.
Организации народников
Первая «Земля и воля»
Первая Земля и воля образовалась в 1861 году. В ей состав входили Н. Н. Обручев, братья А. А. и Н. А. Серно-Соловьёвичи, С. С. Рымаренко, А. А. Слепцов, В. С. Курочкин, Н. Г. Чернышевский. Название было придумано на основе статьи Н. Огарева «Что нужно народу». Ответ прост — Земля и воля.
Основные положения:
- передача земли крестьянству и закрепление её за ними;
- армию надо сократить;
- должно быть закреплено верховенство крестьянского самоуправления;
- царская власть должна быть ограничена путём народного представительства.
Первая Земля и воля распалась, не достигнув своих целей.
Однако идеи этой организации продолжили свою жизнь. Так, например, в 1866 году Дмитрий Каракозов стрелял в Александра Второго, который мирно прохаживался по парку. Но не царь убежал. Также печально известны участники Ишутинского кружка, которые убили своего сокурсника студента И.И. Иванова, чтобы скрепить свой союз кровью. Полиция однако быстро вычислила убийц и арестовала.
Вторая Земля и воля
Вторая «Земля и воля» возникла в 1876 году. Участники Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский и другие.
Программа организации:
- Земля должна быть закреплена за теми, кто её обрабатывает — то есть за крестьянами.
- Политические права и свободы: свобода собраний и пр.
Средства:
- Индивидуальный террор, цареубийство.
- Пропаганда идей среди крестьянства.
В 1878 году Земля и воля распалась на умеренный «Чёрный передел» во главе с Г.В. Плехановым, и «Народную волю» во главе с Александром Желябовым. Кстати, в вашем городе наверняка есть улица и Желябова и Перовской…. А ведь это по сути террористы, которые совершали акты терроризма….
Народовольцы приговорили Александра Второго к смертной казни и совершили на его жизнь 10 покушений. 10-е оказалось успешным: когда царь 1 марта 1881 года ехал по Санкт-Петербургу обсуждать утверждение народного представительства (одна из идей народников, кстати), в его карету два чудака метнули бомбы: Игнатий Гриневицкий и Николай Рысаков. От первой бомбы от кареты отлетело колесо. Царь вышел посмотреть, что произошло. И тогда Гриневицкий бросил бомбу между собой и царём: погиб сам на месте, а Александр Второй — через несколько часов после страшных мучений (ему оторвало ноги.). На смену Александру Второму пришёл Александр Третий со своими контрреформами.
Однако никакого народного восстания не произошло, вопреки ожиданиям народников. Разумеется, все народнические кружки были разгромлены полицией. И в народничестве наступает кризис вплоть до начала 20 века…. Но это уже совсем другая история.
Статьи в тему:
Комментарии