Рынок совершенной конкуренции — это в экономике ситуация, при которой на рынке существует множество продавцов однородного товара, и ни один продавец не может повлиять на его цену.
Такое вот простое определение. Далее разберем его ключевые черты на примерах.
Суть
Рынок этот характеризует следующие экономические утверждения, имеет следующие основные признаки:
Множество субъектов на рынке: мелких продавцов. Например, это может быть рынок овощей: тут продают овощи всех от больших сетей типа Магнита и Пятерочки до бабулек, которые вырастили их на своей грядке.
Однородность продукции: то есть каждый товар можно заменить на другой. К примеру, рынок круп предполагает, что ты можешь купить гречку, но если ее не окажется, то можно приобрести и пшено либо любую другую. Или рынок лекарств — всем известно, что есть зарубежные дорогие лекарства, а есть отечественные аналоги — подешевле.
Отсутствие входных барьеров. Зайти на рынок может кто угодно: хоть вот бери свои овощи с грядки, иди на рынок, вставай и продавай.
Невозможность влияния на цены. Именно поэтому крупные игроки здесь просто обанкротятся.
Нет государственного регулирования спроса и предложения. Ну, как вот взять и отрегулировать бабушку, которая продает свои овощи с грядки? Как отрегулировать покупателя, который не доверяет сетям и считает, что с грядки овощи натуральнее? Никак!
Вследствие всего этого, в долгосрочном периоде, цена на рынке будет равновесной, то есть такой, которая устраивает и покупателя, и продавца. Поэтому в целом он более эффективен по сравнению с другими типами рынков.
Примеры
В реальности чистой конкуренции в чистом виде практически нигде не существует. Это потому, что сейчас есть тенденция к монополизации всех сфер. На рынок приходят крупные компании. Тем не менее элементы чистой конкуренции можно встретить.
Рынок услуг
Каждый мастер на рынке услуг сам устанавливает цену за их оказание. К примеру, сейчас открылось множество кофеен, в которых можно зайти и заказать любое кофе на вынос. Я помню даже очереди за кофе, как только появились такие мини-кофейни.
Или рынок парикмахерских услуг. Сейчас действительно много центром экспресс стрижки, где тебя постригут за 250 рублей. Но надо сказать так постригут — с горем пополам. А хочешь нормальную стрижку, такую, среднюю — тут уж придется выложить от 500 рублей. А есть вообще барбершопы, в которых стрижка стоит от 3000 рублей. Тут уж на вкус и цвет. И ничего — все эти центры стрижки живут себе, потому что много клиентов и минимальным достатком, и с хорошим.
Между тем, рынок услуг связи — это уже олигополия будет.
Рынок продуктов
Тут тоже все просто. Например мясные магазины. Их действительно очень много: от ларьков, продающих продукцию какого-то одного завода, до средних и больших магазинов, в которых представлен очень разнообразный ассортимент. И разумеется, если масса потребителей покупают мясную продукцию в маленьких ларьках, то и средним продавцам придется что-то делать с ценой — уменьшать ее скорее всего, чтобы не обанкротиться.
Рынок книг
Этот рынок тоже может включать в себя элементы совершенной конкуренции. Он представлен как лавочниками, которые продают никому не нужные собрания сочинений Ленина и Сталина и букинистических магазинов до больших сетей типа “Читай город”, в котором продаются только новые книги.
Материал подан очень красиво и расширенно. В учебнике или пособии найти пример про бабушку, чьё предложение продуктов на рынке тоже имеет место, попросту не найти