Теория общественного договора — это теоретическая концепция, возникшая в XVII столетии, которая пытается объяснить появление государства и гражданского общества идеей естественных прав людей.
Ее источниками являлись римские и греческие философы, однако сама концепция была разработана и появилась в трудах Т. Гоббса (“Левиафан”) и Дж. Локка. В дальнейшем она нашла свое отражение в работах философов французского просвещения: Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ж-Ж.Руссо и пр.
Далее разберем ключевые тезисы этой концепции
Суть
Итак, источником Теории общественного договора и естественного права является труд Т. Гоббса “Левиафан”. Вот ключевые положения этой концепции
- Первое. Все люди изначально обладали естественными правами (правом на жизнь, собственность и стремление к счастью), кроме того они все равны в плане своих возможностей и способностей.
- Второе. Следовательно все люди хотят сохранить себе жизнь, но так как каждый имеет право на жизнь другого, они боятся ее потерять.
- Третье. Ничто не может ограничить их права на жизнь другого. Но люди хотят безопасности.
Поэтому они должны соблюдать несколько законов:
- Искать мира и следовать ему.
- Отказаться от своих прав на вещи и жизни других людей в той мере, в какой это необходимо для защиты собственной жизни и имущества (проще говоря, свобода одного человека ограничивает свободу другого). Отказ от права делать все, что захочешь.
- Люди должны соблюдать соглашения. Иначе они — соглашения — лишь пустой звук.
- Людям надлежить быть благодарными за благодеяния, совершенными другими людьми в их адрес.
Как это в реальности обстояло? Ну, представьте себе — вы древний охотник (охотница), которая обитает в лесу. Вашей общины давно уже нет, или вашу семью изгнали из нее. Вы знаете каждый куст в вашей части леса. При этом нет ни полиции, ни милиции, ни ФСО, ни скорой помощию. Вы это тоже понимаете. Нет никакого государства.
И как-нибудь через ВАШ лес идет другой охотник. Представляет ли он для вас в этих условиях угрозу? Конечно! Вдруг он ночью, пока вы спите, найдешь вашу пещеру, вас убьет, а потом еще и съест, а добро ваше (шкуры, меха, кости животных, оружие), присвоит себе? И каковы ваши следующие действия?
Ну, понятно, какие, надо его прикончить раньше! Но и этот охотник тоже почуял ваше присутствие, и тоже все это понимает. Что ночью ему не жить. Поэтому он пытается привлечь Ваше внимание и как-то разъяснить: давай мол, эта половина леса, до речки моя, а остальная твоя?!
Вы понимаете, что в целом идея здравая и принимаете условия договора. При этом соглашение это гарантировано угрозой обоюдного уничтожения. Так, собственно и происходил этот процесс: объединения племен на основе договора в большие социальные объединения.
Эволюция теории
Гоббс исходил из того, что все люди — злобные существа. Что они только спят и видят, как бы присвоить имущество соседа, а самого — этого соседа — съесть.
Но вот наступает XVIII век и появляются французские просветители, которые утверждают обратное: человек — добрейшее существо. Потому то все остальные условия, стремление заключить договор — вытекают отсюда. Такой идеи придерживались Руссо и Монтекье.
Они видели разные варианты развития социума, исходя из географического фактора. Мол, если государство большое по территории, то оно обречено на деспотическое правление, потому что только сильная власть может сохранить его в целости.
Также интересно отметить идеи Томаса Пейна. Он считал, что любое государство — есть зло, но зло наименьшее. Поскольку если его, государства, не будет — будет большое зло, потому что некоторые из людей не настолько добрые, а являются преступниками. И люди должны таких преступников карать — применять к ним меньшее зло, чтобы они, преступники, не натворили большее зло. Отсюда и возникает договор и государство.
То есть люди в интересах всего коллектива, ради общего блага делегируют (передают) часть своей свободы государству, чтобы оно их защищало от себе подобных.
Отличная статья, благодарю. Изложение как раз для ребят. Теория общественного договора — достаточно не простая теория для понимания. Многие взрослые-то ее не совсем понимают:)