Кровавое воскресенье 1905 года (иное название «Красное воскресенье») — это расстрел мирной демонастрации в Санкт-Петербурге, организованной рабочими города из-за стачек на Путиловском заводе, и имевшее целью подать петицию царю Николаю II. Демонстрация была расстреляна войсками под командованием градоначальника Петербурга генерала Д.В. Трепова.
одно из ключевых событий 20 века, которое определило взаимоотношения государства и общества на будущие 100 лет, когда низу не могут, а верхи не хотят. В этой статье мы кратко и понятно разберем это событие, дадим ему оценку.
Тем более что оно легко может быть предложено в качестве одной из тем для сочинения на ЕГЭ по истории в качестве исторического явления.
Суть
9 января 1905 года, в воскресенье, в Санкт-Петербурге, на тот момент столице Российской империи, состоялось народное шествие в составе нескольких тысяч человек. Цель шествия — вручить царю петицию, составленную рабочими Санкт-Петербурга и священником Гапоном. Народ шел мирно, неся хоругви царя, иконы.
Градоначальник города генерал Трепов отдал приказ войскам стрелять на поражение. Были ли основания у такого приказа? Правовые основания были: в Российской империи вообще запрещалось собираться в количестве более 3 человек, не было никаких политических прав и свобод. А тут на тебе — несколько тысяч вышло и идет к царю, как в каком-нибудь в 1547 году, когда правил Иван Грозный, или как в медный бунт 1662 года. Кто знает, чего от такого народа ожидать?
Также у охранки было опасение, что под предлогом мирного шествия какие-нибудь революционеры из числа эсеров могли попытаться совершить покушение на императора. К слову, в начале 20 века по России прокатилась волна терактов, когда участники боевой группы эсеров убивали высокопоставленных чиновников.
Сколько погибло участников? В результате погибло от 130 до 200 человек — так пишет Википедия; ранено от 200 о 800 человек; арестовано более 600 человек. Однако многие исследователи считают, что было убито от 130 — до 150 человек и ранено не более 300.
Причины
Причины расстрела мирной демонстрации мы перечислили. Почему же вообще это мирное шествие состоялось, каковы его причины? Они совпадают с причинами Первой Русской революции :
- Отсутствие достойной заработной платы у рабочих, отсутствие социального страхования, безграничный труд женщин и детей, скотские условия труда.
- Отсутствие банальных политических свобод и свобод личности.
- На деревне — сохранение выкупных платежей, тех самых, которые были введены еще реформой отмены крепостного права.
Почему люди вышли? Последней каплей стало увольнение по произволу администрации 4-х рабочих Путиловского завода. Это событие стало поводом для забастовки. Рабочие повели себя очень организованно. Они понимали, что если сегодня уволили их товарищей, то завтра уволят кого-угодно.
Они выделили охрану объектов от порчи имущества менее сознательными их товарищами. Снарядили делегацию на остальные заводы. В результате с начала января бастовало около 26 000 рабочих.
Все это стало возможным потому что в Петербурге действовала организация «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга». В ней же и была составлена петиция к царю. Кстати, вот ссылка на нее. Настоятельно рекомендую эту петицию прочесть и разобрать на досуге с преподавателем.
А вышли они потому что верили в доброго царя-батюшку. Более того, такие заблуждения были и у самого священника Гапона — он наставлял паству, что надо добиваться своего мирными средствами, а не силой; что дескать это чиновники скрывают от него, царя, как народу тяжко.
Роль Гапона
Георгий Аполлонович Гапон был человеком незаурядным, обладал ораторским искусством, вызывал у паствы искреннюю веру как в бога, так и в доброго царя-батюшку. Исправно сообщал о настроениях рабочих столицы в охранку, получал за это денежное довольствие.
Но агентом охранки, равно как и ее провокатором не был. Как показали последующие события, Георгий искренне верил в то, что говорил.
Почему он участвовал в составлении петиции? Тут причина банальная: большинство рабочих грамоте обучены не были. И просили священника помочь. Кстати, это была обычная практика. В частности, когда шло составление наказов в первую Государственную думу, население просило священников помочь в этом деле.
Также в составлении петиции участвовали и большевики. Это видно по политическим требованиям в петиции.
Георгий Гапон был убит эсерами в марте 1906 года. Причины — скорее всего его работа на охранку. До этого Гапон активно и плотно общался и с большевиками, по крайней мере до царского Манифеста 17 октября.
Нашел вот документальный фильм про Кровавое воскресенье и Георгия Гапона. Можно посмотреть на досуге:
Последствия
Царь к шествующим не вышел, они были расстреляны. В своем дневнике он потом напишет, что ему больно и тяжело.
В результате народ разуверился в доброго царя-батюшку, всем стало ясно, кто есть кто. По всей стране начинается стихийный этап Первой Русской Революции 1905 — 1907 годов, который будет продолжаться до октября. С октября революция примет организованный, хотя и менее массовый характер.
На мой взгляд эта революция и само Кровавое воскресенье поставило вопрос о существовании реального диалога между государством, властью и обществом. И такого диалога нет до сих пор, потому что низы не могут жить так, как живут, а верхи не хотят ничего менять.
Также вот есть далеко не бесспорный докуменальный фильм по этому событию. Можно глянуть:
А незавершенный характер этого события повлек за собой Февральскую революцию, а затем и Октябрьскую.
Комментарии