Наука — это форма деятельности, целью которой является достижение истинного знания об объективной действительности и ее систематизации; также это социальный институт, состоящий их законов, социальных норм, организаций, по передаче и сохранению знаний.
В этом посте поговорим о том, что такое наука в обществознании, каковы ее признаки и функции. Все это мы, как и всегда, разберем кратко, понятно и на примерах для детей. Итак, поехали!
Суть
Наука имеет двоякое значение в школьном курсе обществознания. С одной стороны — это сфера деятельности по достижению истины, желательно абсолютной истины. Как определить истина перед нами или нет? Тут надобно разобраться с ее критериями.
С другой стороны, наука — это социальный институт, который состоит из комплекса социальных норм и правил, учреждений (университетов, академий, институтов, колледжей), работников науки, которые и вовлечены в процесс постижения истины.
Как она вообще возникла? Этот вопрос напрямую связан с функциями науки, о которых речь ниже. Но естественно есть одна причина — люди крайне любопытны. Любопытство и любознательность у нас в крови, пока его не отбили в школе 🙂 А плюс — пугает необъяснимое. Вот представим себе — первобытный человек. Он поймал кабана, мясо уже жарится, пещера (укрытие) есть. То есть базовые потребности, согласно пирамиде А. Маслоу, удовлетворены.
Хочется понять, почему льет дождь, почему есть цветовая аквадискотека в форме радуги после него? Что это такое громыхает — молния? Откуда она? Почему некоторые сородичи засыпают и больше не просыпаются?
Вопросов — миллион. Из-за невозможности объяснить все это, из-за отсутствия методов познание возникает иррациональное познание. Люди начинают придумывать объяснения: духи, сверхъестественные силы. Постепенно из-них выделяется ряд людей, которые считаются проводниками в иные миры. Так появляется религия, к науке — вообще никакого отношения не имеющая.
Подлинная наука появляется в древних цивилизациях: Египте, Греции, Риме. Ее задача была не просто объяснение — а применение научных законов на практике. Вот, к примеру, надо построить вечную гробницу для обожествленного фараона. Как это сделать? Пещеру любую завалит, камень — разрушится. А вот пирамида…. пирамиды стоят до сих пор!
Это не только памятник фараону, а прежде всего памятник научной, очень глубокой практической мысли.
Стало быть наука — это не просто отвлеченная деятельность по достижению истин. Это деятельность, направленная прежде всего на достижение практических, ощутимых, измеримых результатов!
Признаки науки
- Наличие объекта исследования. Объект — это часть объективной реальности, которую наука изучает. Например, физика — изучает физическую форму материи — протоны, нейтроны, фотоны, разные силы, свойства физических объектов. Биология — изучает жизнь живых организмов и т.д.
- Наличие инструментария, методов познания. Мало иметь объект, надо разработать методы познания. Их великое множество: от общенаучных (анализ, синтез, дедукция, индукция) до специальных (например, радиоуглеродный анализ).
- Наличие теорий познания, или методологии. Методология — это теория, которая через накопление фактов, объясняет их. Это «прокрустово ложе», в которое ученые пытаются уместить окружающую действительность, чтобы объяснить. Есть теория торсионных полей, есть теория свободных рынков, есть теория стратификации или социализации.
- Институционализация. Наука должна быть институционализирована, то есть представлять социальный институт. В ней должны быть учреждения: институты, академии, должны быть научные звания. Нет же, к примеру, кандидатов или докторов астрологических наук, потому что астрология — это лженаука. Зато есть кандидаты физических, исторических наук и пр.
- Наличие работников. В науке должны быть работники — ученые.
Если хотя бы одного признака нет — то перед нами не наука.
Функции
Наверняка вам хочется узнать, каковы ее главные функции? Вот они:
- Познавательная — это, пожалуй, главная функция. Наука дает нам возможность познать законы, закономерности и тенденции мира, в котором мы живем. Это не какая-то отвлеченная цель. Это практически значимая, жизненно необходимая потребность. Например, география изучает закономерности местности, которыми изобилует наша планета. Или вирусология — изучает вирусы. Кстати, что будет пандемия ученые знали еще в начале 2000-х годов. Просто политикам было начъать на эти прогнозы!
- Экспликативная, или объяснительная. Наука объясняет нам, почему происходят те или иные события. Объяснение защищает нас от страхов. К примеру — идет человек под дождем, молния сверкает , и он падает замертво. Почему? Шаговое напряжение. Поэтому в населенном пункте есть громоотводы, и не рекомендуется гулять, когда гром и молния. А для древнего человека это знание было недоступным!
- Аксиологическая — оценочная. Наука дает нам возможность оценить степень угрозы, рисков для нашей жизнедеятельности. Например, сейсмология — занимается оценкой рисков землетрясений.
- Функция прогноза. Наука позволяет делать научно доказательные прогнозы на будущее, попросту предсказывать его, но не опираясь на движение планет, или на карты, которые случайно выпали в ходе расклада, а опираясь на строго проверяемые научные факты.
Как-то так! Обязательно поделитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях. Нам это очень важно!
Комментарии