Полюдье в Древней Руси это…

2019-10-08
Автор: Андрей Пучков
Полюдье в Древней Руси это…
Полюдье в Древней Руси это…

Полюдье в Древней Руси — это интереснейшее историческое явление. О нем кратко и поговорим: разберем массу интересностей, которые помогут Вам запомнить как это явление, так и связанные с ним понятия.  Кстати, если готовитесь писать сочинения по истории, то рекомендую взять его на заметку. 

Полюдье в Древней Руси это...

Есть такой метод работы с историей, который я постоянно использую в своей работе. Он позволяет запоминать больше событий, понятий терминов. Чем больше вы погружаетесь в историю, изучая те или иные интересные нюансы, тем прочнее встают в жесткую логическую связь исторические понятия и термины. Итак, приступим!

Об эволюции полюдья

Полюдье — это система сбора дани в Киевской Руси, при которой князь объезжал подвластные земли. Таково краткое “учебниковое” определение. На самом деле все было несколько сложнее.

Важно понимать, что полюдье — эволюционировало и представляло собой целый социальный институт

Первые свидетельства о нем историки находят в трудах арабского историка Ибн Руста, в сочинении императора Византии Константина Багрянородного “Об управлении империей” и в трудах еще одного арабского источника Гардизи.

Изначально полюдье — это был объезд князем территории, которую он защищал. Объезд начинался с ноября и завершался к апрелю. За это время население добровольно содержало его и его дружину, а также добровольно подносило разные дары. Ибн Русте говорит о халатах, которые местные подносили князю. Конечно же никаких халатов у славян не было, просто этим словом у арабов обозначается не только одежда, но и подарки.

Кроме того, такой известный историк как И.Я. Фроянов считал, что такой объезд князем имел ритуальное значение. Современные исследователи либо не критикуют это построение, либо уточняют, что вероятно, полюдье имело характер легитимизации княжеской власти. Ведь если население добровольно отдает дары и содержит князя, то понятно, что оно признает его власть над собой.

Кроме того, современные исследователи считают, что князь во время полюдья вершил суд на своих землях: ведь никакой государственной централизованной систему судопроизводства на Руси не существовало из-за небольшого прибавочного продукта, малочисленности населения и обширных территориях.

Повод так считать дает летописное сказание о Ростовском восстании 1071 года, которое содержится в Повести Временных Лет, которое было, по всей видимости, записано со слов непосредственного участника событий наместника князя Яна Вышатича. Когда он находился в полюдье, в Ростовской земле возникло восстание: местные волхвы науськали местных убить зажиточных и свободных женщин и разграбить их имущество. 

Ростовское восстание волхвов в 1071 году

Ростовское восстание волхвов в 1071 году

Ян Вышатич предложил восставшим выдать волхвов, но те отказались и были разбиты. Ввиду немногочисленности отряда Ян вошел в Ростов и озвучил горожанам простой выбор: либо они ищут и выдают участников восстания, либо они платят дикую виру за каждую убитую женщину (по 20 гривен), а также Ян находится целый год в этой земле в полюдье, в течение которого горожане обязаны содержать его самого и его людей.

Эти меры привели бы к разорению города, а отказ, вероятно, войну с Киевом. Поэтому горожане выдали зачинщиков. Таким образом очевидно что во второй половине 11 века во время полюдья князь или княжеский представитель мог вершить правосудие и иные сыскные мероприятия. Вероятно, эти же права имел князь и в более раннее время.

В дальнейшем, к 12 веку полюдье, во-первых, стало отстраняться от личности князя, и уже означало не все подряд (дары, дань, кормление и пр.), а какой-то строго оговоренный и понятный налог. 

Таким образом за 200 лет полюдье эволюционировало от добровольных даров и объезда князем своей территории — к конкретному прямому налогу.

Важно конечно понимать, что полюдье — это не сборник законов древнерусского государства, и не денежный оброк. Не стоит так вольно распоряжаться историческими понятиями.

Использованные статьи: 

  • Стефанович П.С. Об эволюции Древнерусского полюдья
  • Стефанович П.С. Полюдье по летописным данным 1154–1200 г.
  • Е.А. Мельникова. Древнерусское полюдье и древненовержская вейцла
  • Ю.А. Артамонов. Полюдье как форма противодействия преступности в Древней Руси
Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)