Просвещенный абсолютизм: причины, ключевые идеи, реализация

2019-08-19
Автор: Андрей Пучков
Просвещенный абсолютизм: причины, ключевые идеи, реализация
Просвещенный абсолютизм: причины, ключевые идеи, реализация

Сегодня разберем просвещенный абсолютизм. Эта тема крайне важна для понимания исторических реалий XVIII столетия, а также для расширения кругозора, без которого невозможна сдача экзаменов за достойные баллы!

Просвещенный абсолютизм: причины, ключевые идеи, реализация

Истоки

Для начала ответим на вопрос: что такое просвещенный абсолютизм? Это государственная политика, направленная на реализацию ключевых идей французского просвещения, о которых мы поговорим дальше.

Причины Просвещенного абсолютизма как исторического явления заключается в новом витке развития общества. Это означает, что на смену феодальной психологии, феодальному устройству общества пришла капиталистическая формация. Хотя в общественной структуре общества Западной Европы этот переход был значительно раньше — примерно к середине XVII века. Ментальное развитие общества шло медленнее. 

В сфере культуры активно шел процесс секуляризации светской культуры от религии и церкви. Это начало происходить еще в эпоху Ренессанса. В результате появляется Теория общественного договора Дж. Локка и Т. Гоббса. Эта теория стала основой для философских построений французских Просветителей.

Эпоха Просвещения — это вся вторая половина XVIII века. Идеи Вольтера, Дидро, Монтескье, Гельвеция и прочих философов были крайне популярны. Почему? Да и в чем, собственно, они заключались?

Ключевые идеи

  • Дуальность устройства мира. Практически все просветители были адептами деизма — философского течения, основным положением которого было то, что Бог создал мир, а затем самоустранился, послав все на «самотек». В результате в мире осталось две ключевые силы: сознание и материя. Вследствие влияния сознания [человека] на материю и рождается то устройство общество, которое сейчас [на момент XVIII века] и есть.
  • Общество глубоко погрязло в пороках, потому что оно невежественно. Государствами управляют люди, подверженные алчности, мздоимству, казнокрадству, лиходейству и прочим порокам. Именно поэтому в обществе множество недостатков: нищета, неравенство, насилие и пр.
  • Чтобы преодолеть такое общественное устройство достаточно, чтобы государство возглавил философ, мудрец. Этакий мудрец на троне, который, имея неограниченную власть, сможет устроить общества на началах разумности, рациональности и справедливости.
  • Все люди равны. Идея равенства почерпнута просветителями из Теории общественного договора. Однако, если Локк и Гоббс считали людей от природы злыми, то Жан-Жак Руссо, наоборот, настаивал на доброй сущности человека. 
  • Рационализм. Общество должно быть устроено рационально, по закону. А в закона просвещенный монарх пропишет разумные основы существования государства и общества.
  • Отрицание греховности. Вопреки религиозной картине мира, просветители признавали, а не отрицали чувственную природу человека. Именно поэтому они признавали за человеком стремление к счастью и удовольствиям и к избеганию страданий.

Реализация этих идей в Российской империи

Политика Просвещенного абсолютизма характерна для Екатерины II, австрийского императора Иосифа II, прусского короля Фридриха II, шведского короля Густава III. Во Франции эта политика не нашла своего отражения, потому как французский король Людовик XV и его преемник Людовик XVI проводили свою политику, которая в итоге привела к Великой Французской Революции.

Однако именно императрица Екатерина Вторая считается самой последовательной и прилежной ученицей французских просветителей. Ещё будучи принцессой Екатериной Алексеевной, спасаясь от одиночества, она зачитывалась произведениями, в которых черпала идеи Просвещения. Однако интерес у самих просветителей к ней возник только тогда, когда у нее оказалась власть после дворцового переворота 1762 года.

Екатерина переписывалась с Вольтером, Дидро и прочими, говоря, что вот уже реализует их идеи, что благосостояние российского крестьянина неуклонно повышается. Однако, разумеется, императрица откровенно говоря выдавала желаемое за действительное. Это и другие факты позволили советским историкам говорить о ее лицемерии. Дескать да, она хотела  реализовать просветительские идеи, а на деле этого не произошло. Почему, кстати, читайте здесь. Там же читайте про государственную деятельность Екатерины.
Однако некоторые реформы все равно были реализованы в контексте идей Просвещения. Среди них можно назвать следующие: 
  • Секуляризация церковных земель. Хотя эта реформа была подготовлена еще в правление Петра III, реализована она была в 1764 году уже при Екатерине. В результате монастырские и церковные крестьяне перешли в разряд экономических, а церковные земли стали государственными.
  • Всероссийская реформа образования. Согласно идеям просветителей, только повышение образования народа может помочь в становлении общества Разума. Кроме такой философской идеи были и вполне прозаические причины. В частности, императрица хотела расширить социальную опору монархии и вывести ее далеко за пределы дворянства. Поскольку итак понятно, что большинство реформ в России были продворянские, потому как это сословие и было основной опорой режима.
  • В результате Екатерина в 1764 году создает институт Благородных девиц. В 1783 году было открыто Главное народное училище, которое выпускало учителей широкого профиля. В 1786 году издается Устав народным училищам Российской империи, который венчал собой создание народных училищ на классно-урочной основе.
  • Законодательное закрепление в 1767 году каждому заниматься промыслами, а в 1775 году был издан указ о свободе заниматься промышленной и предпринимательской деятельностью. Так реализовался принцип, хотя, конечно и отчасти, равенства всех перед законом.
  • В Жалованной грамоте дворянству закреплены статьи, что без суда дворянин не может лишиться жизни, чести, имения и пр. То есть самодержавная власть впервые поставила превыше самой себя судебную власть и ограничила свои действия в отношении дворян судом! Тем самым был сделан громадный шаг к государству, в котором право превыше воли государства.
  • Жалованной грамоте городам, в которой было закреплено городское самоуправление на основе выборности. Этой грамотой Екатерина Великая хотела создать «третье сословие» — городское.

Таким образом мнение советской историографии о том, что императрица была лицемеркой — уже отжившее свое время и не соответствует современным представлениям об этой государыне. Императрица оставила Российскую империю еще более великой, какой она стала в ходе реформ Петра Великого

А что Вы думаете по этому поводу? Напишите в комментариях!

r



Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)