Всем привет! Сегодня решил рассказать вам историю из своей жизни, как я поступал в университет и как вообще готовился к экзаменам, когда сам был выпускником и абитуриентом. Думаю, это будет полезно для тех ребят, которые реально переживают за свое будущее, как там оно устроится.
Сам я, когда мне было 17/18 лет очень переживал за себя. В армию бы меня не взяли по здоровью, а в школе я был хорошистом, а не отличником — золотой аттестат мне не светил, как, собственно и большинству моих сверстников.
Единственные отличные оценки у меня были только по гуманитарным предметам: по литературе, истории, обществознанию, ОБЖ 🙂 Хорошие оценки были в основном из-за цепкой памяти и умению формулировать свои мысли как устно, так и на бумаге.
История forever!
Решение поступать на исторический я принял в 10 классе самостоятельно, поскольку больше нигде себя не видел. Хотел еще пойти на программирование, но по математике я совсем не чувствовал уверенности, равно как и по физике. По этим предметам у меня были тройки и четверки.
Кстати, сегодня активно учусь на программиста ) Восполняю свои юношеские затыки. Где учусь? А вот, почитайте здесь.
Ну так вот, наступил 11 класс и отец нас с братом устроил на курсы подготовки: меня при Пермском государственном университете, а моего брата-акробата — при медицинском, он медиком решил стать. Ну и уже в самом начале 11 класса я понял, что либо я пан, либо я пропал. Денег у моих родителей на платное высшее не было. Поэтому либо бы я поступил в университет, либо не знаю, как бы сложилась моя жизнь.
По истории мы тогда готовились к устному экзамену, по русскому и литературе — писали выпускное сочинение и еще сочинение при поступлении в вуз, ну и иностранный тестом. Особенность того времени была в том, что выпускные сдавали два раза: в школе и в вузе.
За историю я не особо переживал, за русский с литературой в принципе тоже. А вот за иностранный — да. Дело в том, что учительница по французскому (такой язык я изучал), которая вела нас с 5 класса, уехала во Францию ). Новая учительница была тоже хорошей, но знаний по языку у меня не было. Я в принципе неплохо читал, но переводил с большим трудом, потому что был маленький словарный запас у меня. А на курсы при универе я ходил на русский, литературу и историю, по французскому курсов не было….
В результате пришлось самостоятельно, без всякого репетитора ставить у себя язык: накупил себе массу пособий по грамматике, тесты и пособия с текстами. Ну и стал готовиться.
Неделя моя состояла из такого распорядка: в понедельник, среду и пятницу я ездил в город в универ. Ездил, потому что жил в отдаленном районе: на дорогу уходило примерно 1 час 40 минут. Ездил к 18.30, а приезжал примерно в 22-23.00 вечера. Делал уроки, а после них учил французский, и повторял то, что давали на курсах.
Курсы, кстати, были так себе. Но это я уже сейчас понимаю. По истории приходил преподаватель вуза и читал в буквальном смысле по книжке лекцию. Никакой практики не было: только голимые знания. Ни как строить устный ответ, ни как запоминать информацию — ничего такого не преподавалось. По русскому — там было больше практики. По литературе: преподаватель объясняла ключевые мысли в произведениях, по которым могли быть темы сочинений.
Большим плюсом было то, что нас во втором семестре 11 класса в школе по сути освободили от занятий. Лишь бы мы готовились и поступали в вузы.
По истории в школе у меня была просто превосходный преподаватель! Ее уроки были настоящим праздником лично для меня, но для остального класса — вряд ли )))
По литературе и русскому, да и вообще по всем остальным предметам у нас были просто классные учителя в школе. В том году был на празднике 25-летия школы, виделся со многими учителями — незабываемые ощущения!
Так в подготовке прошел год. Чем больше приближался час X — экзамены в школе и в вузе, тем я сильнее нервничал. Было ужасно страшно: особенно за сочинение и за иностранный язык.
В школе выпускные прошли как по маслу: литература — 5, русский — 5, история 5, математика — 5.
Далее было самое страшное — поступить в вуз. Ребята с курсов подготовки были все знакомы. Но, конечно, конкуренция была страшенная. Масла подлила еще моя тетя — мама у двоюродной сестры своими словами: «Ты, Андрей — лентяй, никуда не поступишь!». Вот с такими установками приходилось поступать. В школе, кстати, никакой атмосферы страха не было. Все учителя нас поддерживали и уверяли, что мы все поступим, потому что все умненькие. Никакого там напряга со стороны учителей вообще не было. Ну понятно, что все они требовали своего, но по-доброму и по справедливому. Это было очень круто!
Ну так вот. Экзамены в вузе
Французский
Первым экзаменом был у меня французский — тестом. По системе зачет/незачет. Как вы понимаете: не сдаешь язык, сразу отсеиваешься! Супер система — очень мотивирует!
Пришел я значит на тест, в костюмчике такой, в пиджачке. Военнослужащие с военной кафедры стояли через каждые пять метров — лучше всякой видеокамеры: не спишешь. Да и смысл списывать? Со словарика слова? Так словарик итак разрешили принести! А больше ничего в языке и не надо.
Тест был долгим и упорным. В конце был текст, в котором надо было выделить сюжетную линию и что-то еще. Короче трэш. Я собрал все свои скудные познания, наработанные за год, написал и сдал работу.
Вышел из аудитории как в бреду, с ошалелыми глазами ))) Потом на воздухе пришел в себя. И сказал сам себе, что я реально с языком сделал все, что мог, как будет так и будет.
Вышло — зачет ) УРА! Я прохожу дальше — на вступительный экзамен по литературе и русскому.
Русский и литература
И прямо перед этим экзаменом я простыл. Дико простыл. У меня начался грипп, или ОРВИ. Короче жесть. Горло дико болит, насморк, в голове состояние бреда. Температура 38.
Но на экзамен все равно поехал. А куда деваться? Завалить все, к чему я готовился на протяжении года? Нет, это не про меня.
Приехал на экзамен. Когда из дома уезжал, температура была 37,5. Взял тему сочинения и давай писать.
Написал за 3 часа, проверил, сдал. Всё.
В результате получил 8 баллов из 10: 4 по пятибалльной шкале за русский и 4 за литературу. Видимо чисто на рефлексах текст написал ) Ну и последней была история
История
Хотя историю я любил, но вот ряд тем я все же не выучил. Например темы по культуре: еле-еле душа в теле. Гражданская война в России — полный завал. Перестройка и 1991 год? Тоже!
Но в целом я очень неплохо ориентировался в истории.
Прихожу значит я к зданию университета и открываю незабвенного Кацву «Справочник для абитуриента!». Да, да, дорогие друзья, к устному экзамену я готовился по этому незабвенному справочнику, по которому 99 % ребят сейчас готовятся к ЕГЭ ). Не, справочник отличный. К тому же я прикупил себе все учебники по истории: у меня их было штук 8. Кстати, что я думаю по подготовке к ЕГЭ по пособиям, читайте здесь
Спросите: откуда брал деньги на учебники? Ответ прост: экономил на обедах втихаря от родителей. Ну а как иначе: на карманные деньги денег не было, а по истории я был фанатом! ) На покупал себе массу книжек: и сборники документов по 20 веку, и пару хрестоматий, и все учебники по школьной программе.
Любые деньги, которые нам с братом давали изредка я тратил на книжки ) Вот такой перед вами книжный червь )))
В общем, вытягиваю билет — №13. ))) Первый вопрос, как сейчас помню: Октябрьская революция 1917 года; второй — культура второй половины 18 века!
Вот это жесть! Кстати, по Кацве перед экзаменом как раз культуру повторял, свезло считайте!
Ну написал план ответа. Пошел первым отвечать ) А там сидят два серьезных вузовских преподавателя, у которых кандидатские написаны, может даже по этим темам ))) И ты такой красивый и нарядный выпускник что-то пытаешься им рассказать!
Ну, получил 10-тку. После моего ответа один преподаватель что-то говорил второму на ухо…. Короче поставили мне 5-рку за первый вопрос и 5-рку за второй. Итоговый мой балл — 18. Ровно столько и надо было набрать, чтобы поступить на исторический. Поступил.
Самое забавное было то, что все родственники нам с братом твердили в течение года, что поступить на бюджет нереально, что там поступают только по блату и все такое. Как же я смеялся над всеми этими словами, когда реально поступил на бюджет! Своими силами!
А потом, понял, что все эти разговоры про блат — это просто отговорки тех людей, которые не хотят ничего добиваться, никуда двигаться. Так что взятки я если давал, то самому себе в виде настроя поступить, и больше никак. А мой отец оплатил курсы при вузе, на этом его договоренности заканчивались, и дальше все только зависело от меня самого. Извините, если кого разочаровал! )
Кстати, если интересно, как я учился в вузе, и как я писал диссертацию, подпишитесь на мою рассылку!
С уважением, Андрей Пучков
Молодец, Андрей! Сделал, что смог!