Рациональное поведение потребителя — это такая модель поведения на рынке, при которой субъект руководствуется разумными доводами при принятии потребительских, инвестиционных, финансовых и прочих решений. Например, такой человек не будет брать кредит в банке, если его доходы не превышают в 4-5 раз сумму платежей по нему.
В кодификаторе тем ЕГЭ по обществознанию есть тема за номером 2.16, которая как раз требует от ребят знание такой темы, как рациональное поведение потребителя: семьянина, собственника, работника, гражданина. Несмотря на то, что тема эта последняя, ее часто упускают из вида при подготовке к единому государственному экзамену, что непростительно. Поэтому сейчас ее разберем, как всегда с примерами.
Более того, в конце мы приведем примерный план, который можно составить на реальном егэ в задании второй части теста, который как раз требует его составление.
Принципы
Перед прочтением этой статьи, настоятельно рекомендую прошлую нашу статью про потребительское поведение в принципе. Под ним понимается система действий потребителя, которые направлены на удовлетворение его потребностей, с одной стороны, и на формирование спроса на товары и услуги, с другой.
В экономике считается, что любой человек на рынке ведет себя, исходя как из своих потребностей, так и из своих материальных возможностей. Кроме того, каждый из нас стремится уменьшить свои затраты и максимизировать, увеличить свою прибыль. Поэтому мы и гоняемся за вкусными ценами, предложениями на рынке. Именно поэтому популярны такие мероприятия, как черные пятницы.
Исходя из выше сказанного можно сформулировать принципы поведения потребителя на рынке:
- Рациональность. Мы, как правило делаем рациональные покупки, или по крайней мере объясняем себе, зачем мы покупаем ту или иную вещь. Тут, конечно, можно поспорить с экономической теорией и привести тучу примеров того, как люди покупают товары импульсивно, эмоционально. К примеру, отстояли бы вы двухдневную очередь за новым айфоном? Именно, что нужно стоять два дня. Нет? А вот есть сотни людей, которые с вами не согласятся.
- Осознание ограниченности ресурсов (денег). У большинства людей доход меньше, чем стоимость тех потребностей, которые они хотят удовлетворить. Это заставляет гоняться за сладкими предложениями.
- Системность предпочтений. У большинства людей потребности системны: одни касаются одежды, другие — жилья, третьи — пищи.
- Независимость от других субъектов на рынке. Каждый субъект на рынке независим. И поэтому каждый производитель пытается его убедить купить товар именно у него. Именно из-за суверенности потребителя существует маркетинг — наука привлечения и удержания клиентов.
Исходя из этих принципов, существуют конкретные примеры, модели поведения потребителей, которые условно можно назвать эффектами:
Эффект сноба — человек покупает те или иные вещи, чтобы подчеркнуть свой социальный статус. Такие люди например, покупают только дорогие гаджеты, машины, одежду.
Эффект Веблена (по имени социолога Торстейна Веблена) — люди покупают вещи, чтобы произвести впечатление. Например, какой-нибудь состоятельный человек покупает жирафа, или слона, или маленькую собачку, стоимостью несколько миллионов долларов.
Или например, известны траты наших, российских чиновников, которые умудряются покупать столовые и чайные ложки по 20 000 рублей то ли за штуку, то ли за набор. Чем вам не демонстративное поведение? Правда, что оно на самом деле означает, думаю, каждый сможет для себя прояснить.
Эффект большинства. «Как делают другие, так поступлю и я», — так думают такие люди. Ведь никто не хочет быть хуже других. Такое стадное чувство очень влияет на покупки, особенно среди детей. Да и среди взрослых прецедентов, я думаю, не меньше.
Эффект спекуляции, когда в условиях значительной инфляции люди покупают товары, ставшие дефицитными. К примеру, лет 10 назад, у нас в городе прошел слух, что гречневой крупы скоро не будет. Уж не знаю, кто такой слух распустил. И что вы думаете? Народ ломанулся скупать гречку. Разумеется это был слух. Но в условиях инфляции так может происходить.
Обещанное
Как мы и обещали, прилагаю план, как если бы эта тема была заявлена в задании второй части теста ЕГЭ, в котором требуется написать план на эту тему:
- Понятие рационального поведения потребителя
2. Типы поведения исходя из особенностей субъекта
- Поведение семьянина
- Поведение гражданина
- Поведение собственника
- Поведение потребителя
3. Основные принципы рационального поведения
- Принцип рациональности
- Принцип осознания ограниченности ресурсов (дохода)
- Принцип потребностей
- Принцип независимости
4. Основные виды поведения
- Демонстративное
- Консервативное
- Спекулятивное
- Социальное
5. Влияние потребительского поведение на формирование спроса на товары и услуги
На этом эту тему мы завершаем эту тему. Если будут вопросы, задавайте в комментах! Также вступайте в нашу группу Вконтакте, где самая ценная информация из первых рук о ЕГЭ.
Комментарии