Всем привет! На связи Андрей Пучков.
Провел очередной свободный вебинар для всех желающих, на котором объяснил основные принципы того, как писать эссе по истории. Это задание теста ЕГЭ за номером 25 вызывает традиционные трудности абитуриентов. Ребят к ЕГЭ я готовлю давно, уже 9 лет как, и поэтому увидел еще самые ранние варианты этого задания.
В то время историческое сочинение представляло собой исторический портрет. В настоящее время задание это стало более адекватным и представляет собой написание эссе по одному из четырех исторических периодов, которые предложены выпускнику.
Как пишут историческое сочинение все?
Обычно учащиеся думают, что историческое сочинение — это что-то вроде итогового сочинения по литературе, в котором ты высказываешь свое мнение. Как раз на обозначенном вебинаре ребята протранслировали такое понимание.
То есть все пишут по обычной схеме: введение, основная часть, заключение. В результате максимум, что они набирают — это 4-5 баллов из 11 возможных… Да, да, ребят, за историческое эссе в тесте ЕГЭ по истории дается сегодня 11 первичных баллов. Это пятая часть всей работы.
Почему «школьный» метод написания такого сочинения оценивается экспертами в 4-5 баллов? Потому что такая работа совсем не отвечает критериям оценивания. Их Вы можете найти в самом демотесте, который можно скачать с сайта ФИПИ. Именно поэтому то, как пишут сочинение все — нас не устраивает — нам ведь нужны максимальные баллы!
Вот как надо писать эссе по истории
Как только я объяснил на вебинаре, что эссе по истории к ЕГЭ 2018 надо выполнять по заранее составленному плану, так сразу обрушились вопросы. В одном из них участница спрашивала, а есть ли какие-то клише написания эссе? Грубо говоря, есть ли какой-то шаблон его выполнения?
Друзья мои — если вы начинаете писать эссе по шаблону, забудьте о высоких баллах. Сначала надо учиться писать эссе по плану, а не по шаблону. Он же применяется только в том случае, если ученик не может справиться самостоятельно. Тогда преподаватель может сделать такой образец, с пропущенными частями текста. Такой образец пишется самим преподавателем под конкретного ученика, с учетом его ошибок и его непонимания. Ведь один может не понимать, что такое исторический процесс. Другой будет путать исторические события с историческими явлениями.
Такой образец может включать в себя как сам текст эссе, так и заранее составленный преподавателем план. В частности такой метод мы используем на наших курсах подготовки к ЕГЭ по истории.
В целом же на вебинаре была предложена следующая схема выполнения задания 25:
- Составляем план по образцу под данный исторический период: то есть прописываем исторические процессы и события, которые их составляли.
- Далее пишем сам текст эссе с опорой на этот план.
- Пишем вывод, в котором используем либо свое мнение о периоде, либо позиции разных историков.
Образец прекрасно выполненного эссе вы можете найти на этой странице=>>
Помните, что надо постоянно тренироваться, что выполнять задание 25 на максимальные баллы. Более того, нужно, чтобы постоянно Вас поправлял опытный преподаватель. Ребята на наших курсах уже пишут эссе по более расширенной методике. И пишут на 11 баллов из 11 на реальном ЕГЭ.
Андрей, восхищаюсь Вами уже не первый год! Вчера не получилось попасть на Вебинар. Если не трудно, вышлите, пожалуйста, на почту презентацию. Заранее благодарю .
Здравствуйте, Галина! Благодарю за комплимент! Но вчера не было презентации. Был только вот один этот слайд, который я поместил в этом посте
Андрей, хочу заметить, что уже 2 года не пишем в задании 25 итоги периода с мнением историков, а пишем влияние события или процесса на будущую историю и доказываем историческими фактами это. Это важно, тк. старшеклассники не понимают, что такое -влияние на будущую историю, не выходят за рамки периода, а все пытаются писать итоги этого периода, за что теряют балл. Итоги периода мы пишем в части эссе, где расскрываем роль личности. Роль личности — ряд действий, приведших к результату.
Татьяна, посмотрите пожалуйста КИМ ЕГЭ 2018 по истории. В К4 четко сказано:
У меня два года пишут и получают максимальные баллы за эссе
Также имейте в виду, что писать просто влияние на исторические события и писать оценку влияния — это разные вещи. В критериях четко требуется писать оценку влияния, можно использовать либо факты, либо мнения историков, на выбор ученика. Я рекомендую писать и то и другое.