Политический институт – это форма организации деятельности людей, связанная с функционированием органов государственной власти и управления, которые взаимодействуют по поводу осуществления и распределения политической власти. Они бывают государственные и негосударственные, их мы сейчас подробно и разберем.
Довольно часто учащемуся необходимо получить ясное представление о том, что такое политический институт. Данная тема является смежной с темой «Институты». Собственно они бывают: социальные, правовые, политические. На своих курсах подготовки, кстати, мы детально разбираем не только эти виды, но сущность понятия. Так что рекомендую.
Понятие, типология и признаки
К ним относятся:
- государство,
- учреждения власти (парламент, президент, муниципалитеты, мэрии, политические партии и пр.);
- гражданское общество, включая общественные организации и движения.
Эти субъекты политической системы изучались классиками — мыслителями Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, исследователями XX ст. – знаменитым юристом М. Ориу, социологом Т. Лукманом, политологом Б. Ротстайном, философом А. Панариным и др.
С древнейших времен люди боролись за обладание материальными и нематериальными благами. С переходом к земледелию в племенах произошло расслоение: выделились непосредственно земледельцы, скотоводы и воины, жрецы. Последние стали доминировать над хлебопашцами, используя физическую силу и моральное превосходство; начали господствовать в первых общинах-государствах. Постепенно механизм видоизменялся, выстраивался административный аппарат.
Следовательно, институциализация оформилась еще в древности наравне с выделением прочих социальных образований: собственности, семьи, религии.
Ее ключевые функции:
— консолидация разных социальных прослоек с различными интересами, смягчение их разногласий;
— представление и удовлетворение потребностей совокупных слоев населения;
— распределение материальных благ, регулирование труда и производства;
— сохранение духовных достижений;
— создание условий для дальнейшей эволюции системы правления.
Для перечисленного выше класса формирований характерно наличие:
— членов – участников;
— полномочий;
— ресурсов, позволяющих реализовывать их миссию;
— ролей и норм.
Государство как политический институт
Государство – главный политический институт. Такое определение дают ему большинство ученых. Феномен представляет собой специфическое образование, которое при помощи руководства и принуждения в лице правительства управляет постоянным населением на конкретной территории и контактирует с другими странами.
Государство обладает широкими полномочиями и опирается на следующие категории ресурсов:
— экономические (земля, ископаемые, производственные мощности, деньги и т.д.);
— социальные (образование, медицина, соцобеспечение);
— культурно-информационные (СМИ, мнение жителей, традиции);
— силовые (армия, полиция, суды);
— юридические (Конституция, кодексы и др.).
Существуют разные там теории его происхождения, в них по-разному понимаются его роли: от координатора правоотношений в договорной теории до завоевателя в насильственной концепции. На самом деле его предназначение многообразно в зависимости от возложенных обязанностей.
Наиболее важны:
- защитная функция – охрана прав и свобод личности, обеспечение безопасности, стабильности;
- экономическая – упорядочивание процессов, протекающих в народном хозяйстве для справедливого дележа благ;
- юридическая – установление и выполнение законных предписаний;
- социальная – поддержание благоприятных условий для становления и развития индивидов;
- экологическая и культурная – оберегание природы и сокровищ цивилизации,
- политической социализации.
Нормы – правила поведения участников общественно-политической жизни. В XVIII в. сформировалась классическая модель сосуществования законодательных, исполнительных и судебных инстанций.
Сложились воззрения о видах правления (монархия или республика), устройства (унитарное или федерация) и политического режима (народоправство, тоталитаризм и т.д.).
Современный идеал — демократическая правовая республика. В ней все люди прямо или косвенно управляют общегосударственными делами, основополагающей ценностью признаны их права, а действия подчинены исключительно нормам права. Россия тоже является демократическим федеративным государством.
Органы власти и партии
Любой орган государственной власти относится к классу анализируемых институтов. Его состав и компетенции устанавливаются правителем, верховными коллегиальными учреждениями.
Яркий пример – Министерство внутренних дел РФ. Его работой соответствующий министр, назначаемый Президентом России. В свою очередь министр отбирает контингент ведомства из граждан РФ, отвечающих образовательным и квалификационным требованиям.
В обязанности МВД вменены:
— разработка стратегии в сфере внутренних дел;
— защита прав и свобод лиц, в частности поддержание правопорядка;
— предотвращение, раскрытие и пресечение преступлений;
— охрана имущества, учреждений.
В качестве финансовых источников используются средства бюджета. Основные установки, касающиеся его функционирования, содержатся в профильном законодательстве. А в целом ведомство выступает посредником между правительством и населением.
Политические партии – это союз граждан, стремящиеся направить своих членов в административные структуры и таким образом гарантировать выгоду для тех или иных групп.
Появились подобные союзы в XIX в., когда закрепилось всеобщее избирательное право. Их классификация сложна. В современном мире чаще выделяют разновидности по:
— степени участия в управлении (провластные, оппозиционные);
— характеру идеологии (левые – социалистические; правые – националистические; центристские – либеральные, консервативные).
Сегодня на планете почти не осталось беспартийных стран. Особо популярны многопартийные системы. В ходе выборов их делегаты при народной поддержке вливаются в ряды влиятельных особ и корректируют политику. Кроме этого они:
— мобилизуют массы для решения масштабных актуальных проблем;
— вырабатывают взгляды избирателей;
— способствуют социализации индивидов;
— формируют командную элиту.
В них могут входить все взрослые граждане, а резервы образуются за счет членских взносов, пожертвований, частного финансирования, бизнеса. Их опора – доверие электората. Компетенции устанавливаются законами и уставом. Указанные группировки, как регулятор публичных взаимоотношений, связывают воедино правящие круги и народ.
Гражданское общество
Обществознание определяет гражданское общество как самоуправление жителей страны, свободное от вмешательства правительства. Это сотрудничество сограждан, при котором защищается частная жизнь персоны, сдерживается злоупотребление державы, партий. Его формируют общественные организации, блоки, неформальные сообщества – диаспоры, религиозные общины.
Общественные организации состоят из граждан и лиц, не имеющих гражданства, добровольно объединившихся для достижения общих целей.
Могут:
— создавать хозяйственные единицы и подразделения;
— учреждать СМИ, распространять информацию о себе;
— проводить сборы, митинги;
— финансировать благотворительные, некоммерческие проекты;
— взаимодействовать с официальными органами, учреждениями.
Эти ассоциации — независимые представители социума. На их основе могут зарождаться общественные движения – коллективные поступки, нацеленные на устранение острых насущных затруднений. Их ресурс – это возможности общественности и чем выше уровень ее благополучия, тем влиятельнее рассматриваемые объединения, тем сильнее гражданское общество. В будущем его авторитет только возрастет.
Комментарии