Экзистенциализм в философии это…

2017-04-07
Автор: Андрей Пучков
Экзистенциализм в философии это…
Экзистенциализм в философии это…

Экзистенциализм в философии это...

Термин Экзистенциализм (латынь existentia — существование) — олицетворяет собой философию существования индивидуума (личности). Экзистенциализм в философии это совершенно особое направление, фиксирующее свой взгляд лишь на одной проблеме — уникальности бытия человека. В свою очередь рассматривающее все вытекающие из этого словосочетания проблемы, такие как: кризис личности, иррациональная (чувственная) сторона человека, эмоциональная природа субъектов и многих других, но обо всем по порядку.

Зарождение направления

Пускай определение «экзистенциальная философия» пришло к нам уже в середине первой половины XX столетия, само течение, развивающееся параллельно с персонализмом и антропологией, к этому времени существовало уже без малого сотню лет.

Родоначальником принято считать датского философа Серена Кьеркегора (1813-1855 гг), глубоко религиозного человека, который отталкиваясь от первородного греха описанного в Библии, смотрел на жизнь не иначе, как на отчаяние. Отчаяние — это единственное, что может послужить нам для прорыва к пониманию Бога.

Серен был глубоко уверен во вторичности осмысленного разумом поступка или действия и ставил на первый план особенность индивидуального отношения к существованию. Такого рода иррациональное видение оспаривается до сих пор.

Дальнейшее развитие

После Кьеркегора, к экзистенциалистам примкнули такие великие философы, как Фридрих Шеллинг (1775-1854 гг) и Фридрих Ницше (1844-1900 гг). И если Шеллинг был уже достаточно стар, что бы привнести в течение что-то новое, то как раз Ницше привнес массу неакадемических работ и высказываний, которые в свою очередь и породили общественный резонанс вокруг данного ответвления.

Однако массово экзистенциализм захлестнул Германию, а позже и всю Европу лишь после Первой мировой войны. Вряд ли этот триумф стоит причислять к заслугам Эдмунда Гуссерля (1859-1938 гг), Карла Ясперса (1883-1969 гг) или Мартина Хайдеггера (1889-1976 гг). Скорее, это заслуга всеобщего развития человека за прошедшие века.

Гуссерль стал родоначальником «феноменологии», раздела философии, подразумевающего под своей задачей описание опыта человеческого сознания и различения в нем субстанциальных (сущностных) черт. Другими словами — это обращение к своему накопленному опыту (эмпирическому доказательству) за все время проживания на планете Земля.

Сам Хайдеггер начинает свою величайшую работу «Бытие и Вечность» со слов: «Понятие «бытия» пусть и не полностью, но в значительной степени потерпело тривиализацию».

Это проливает свет на прогресс умов среднестатистических граждан того времени. И если когда-то это было отдельное учение о «существовании», доступное пониманию избранных персон, теперь, спустя 50-70 лет, стало всеобщим достоянием и в то же время проблемой.

После Второй Мировой и до наших дней

Пока течение охватывало остальную часть мира и потихоньку перетекало в психологию, Европа взрастила новых философов, рожденных, как показывает время, лишь для того, что бы донести до нас последние из основных терминов и отправить такой огромный раздел науки как Философия на покой.

И если Альберт Камю (1913-1960 гг), Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Габриэль Марсель (1889-1973) бесспорно являлись двигателями экзистенциального прогресса, то Жан-Поль Сартр (1905-1980гг) в одиночных и совместных работах с Симоной де Бовуар (1908-1986 гг) вывел этот раздел философии на новый уровень.

Именно после войны и возник тот самый «экзистенциальный кризис», о котором мы поговорим позже. Кратко и понятно отражает мысли общества того времени работа Сартра, под названием «Бытие и Ничто», которое он позаимствовал у труда Хайдеггера, но внес в него некое изменение. То, что 30 лет назад было «Вечностью» теперь покрылось штампом краха и безысходности.

Именно он разделит экзистенциализм на два ответвления: религиозный и атеистический. Последний стал отождествлять собой то, что за всеми явлениями, происходящими в мире, не может стоять высшее существо (Бог), который определял бы и истинность.

Не находить смысла стало вполне нормальным явлением и даже больше. Если Камю принял Нобелевскую Премию в 1957 году с радостью и почетом, то, тот же Сартр в 1964 году уже отказывается от премии, не видя смысла наградах как таковых.

После Сартра уже бессмысленно выделять философов и мыслителей данного направления в новейшем времени, так как умственно равных философам людей станет слишком много. Только вот свою гениальность они смешают не на страницах книг, а направят ее в кино, музыку и прочие разделы духовной составляющей современного мира.

Основные вопросы, рассматривающиеся данным разделом философии

Экзистенциальный кризис, который мы вспоминали выше, стал, пожалуй, самой популярной и нарицательной проблемой каждого человека. Что в прошлом столетии, что сейчас этот кризис есть не что иное, как вопрос: Почему технический прогресс идет так быстро, а неустойчивость жизни, страх, отчаяние и безысходность поглощают человека все больше и больше?

Обобщить этот вопрос, тем самым дав общий ответ для всех, не выйдет — это исключит индивидуальность, что вряд ли придется по нраву большинству. Самое важное — это отыскать и понять свой глубинный внутренний мир, используя при этом феноменологию Гуссерля, то есть опыт.

Следующая проблематика — это подлинная философия, или если угодно, подлинное мировоззрение. Проблематика рационализма (предшествующих течений) состоит в том, что он делит все на объект или субъект, порождая при этом неправильное понимание вещей.

Правильное мировоззрение экзистенциалистов всегда покрывается примесью иррациональной стороны человека, о которой мы говорили в самом начале, и подразумевает под собой единство объективного и субъективного. Именно это единство и воплощается в некую иррациональную реальность. Многие утверждают, что для сближения с этой реальностью, необходимо оказаться в такой ситуации, при которой произойдет переосмысление и сближение со своим подлинным Я.

Дальнейший вопрос — это интуиция, считающаяся истинным способом проникновения в «экзистенцию» (иррациональную реальность, в которой мы обитаем). Само понятие «интуиция» представляет собой иррационально интерпретированный феноменологический опыт.

В целом, экзистенциализм рассматривает бесчисленное множество вопросов и проблем, но последняя и, пожалуй, вторая, после «кризиса» по своей значимости проблематика — это свобода.
Она должна определяться (представляться) личностью, как выбор из бесчисленного множества свобод.

Каждый из нас должен постигать себя в течение всей жизни, не ограничиваясь в «духовном росте», не выставлять повинным «обстоятельства» и строить свою личность. Все же, идеальное достижение свободы в экзистенциализме — это свобода единой личности от целого общества.

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)