Мусульманское право сегодня охватывает крайне обширную общность людей — примерно 2 миллиарда человек. Жизнь всех этих людей подчинена мусульманской правовой семье, а точнее законам шариата. Уверен, что и в вашем городе можно встретить женщин, завернутых с ног до головы в одежду даже в весьма жаркое время года. Что заставляет людей подчиняться нормам мусульманского права? Выясним в этом статье.
Истоки права у мусульман
Недавно я записал видеоурок для своих курсов подготовки к ЕГЭ. В нем я детально разобрал возникновение государственности у арабов.
Появление мусульманского права неразрывно связано с возникновением ислама как мировой религии. Как религия ислам появился в крайне консервативной среде, которую составляли люди, не желавшие принимать новое религиозное учение. Потому что это учение отрицало устоявшиеся традиции. Именно поэтому Мухаммед и его ученики подверглись широким репрессиям. В этих условиях в Медине возникла религиозная община — умма. И жизнь в ней стала течь в неразрывной связи с учением пророка.
Далее, когда военное и религиозное влияние Медины стало разрастаться, жизнь новообращенных уже стала подчиняться сложившимся религиозным обрядам и традициям. В дальнейшем жизнь в Арабском халифате стала основываться на религиозных нормах, а Халиф — его правитель, стал и главой новой религии.
Таким образом, религиозное мировоззрение стало той основой, на которой возникла арабская, а затем и мусульманская цивилизация.
Источники мусульманского права
Основными источниками права в исламе являются:
Коран — священное писание у мусульман. Книга содержит высказывания пророка, которые он выкрикивал под влиянием религиозного возбуждения.
Сунны — “Священное придание” о жизни пророка.
Понятно, что вершить суд по Корану и Суннам было крайне трудно, потому что постоянно возникали новые судебные прецеденты. Поэтому возник новый источник права — иджтихад — более-менее свободное толкование Корана и Сунн, некая верхняя ступень знания, благодаря которой специальные лица муджтахиды — могли создавать новые правила жизни.
На основе всего этого возник шариат — свод правил для повседневной жизни.
Кроме того, отдельные халифа издавали свои новые указы — фирманы, которые тоже регламентировали жизнь мусульманина.
Ряд исследователей считают, что шариат не совпадает с религиозными нормами Ислама хотя бы потому, что он допускал расхождения в толковании некоторых норм в угоду местным обычаям. Это происходило потому что Арабский халифат включал в себя территорию от Малой Азии до Перинейского полуострова. Логично, что под его властью оказывались народы с разным устоем жизни.
Интересные нормы шариата
Следует сказать, что нормы шариата в разных странах
имеют разную степень своего распространения. Наиболее широка роль шариата в Саудовской Аравии и в Иране. В большей степени нормы мусульманского права также распространены в Йемене, Ливии, Пакистане и Судане. Правовые же системы ОАЭ, Бахрейна, Кувейта, Брунея испытали на себе влияние норм исламского права. В остальных мусульманских странах правовые системы значительно демократизировны, но не избежали его влияния.
1.Все поступки людей делятся на следующие категории:
обязательные – фард;
рекомендуемые – мандуб;
разрешенные – мубах;
неодобряемые – макрух;
запрещенные – харам.
За каждый поступок мусульманин несет личную ответственность непосредственно перед Аллахом.
2.Шариат — патриархальное право. Права женщин несравненно ниже, чем права мужчин. В частности, размер наследуемого имущества для женщин в половину меньше, чем для мужчин. То есть получается одна женщина приравнена лишь к половине мужчины.
3. Женщине закрыт путь в образование и в другие сферы жизни. Такое требование затворничества налагает шариат.
4.Между тем, согласно учению самого Мухаммеда, мусульмане должны иметь везде равные права. Это было не всегда так хотя бы потому, что в новых регионах Арабского халифата, новообращенные мусульмане имели налоговые и иные поблажки. Такие поблажки делали выгодным приобщение к вере завоевателей.
5. Наиболее злостные преступления (“аль хадд”), за которые полагается смертная казнь: убийство, разбой, измена исламу, бунт и прелюбодеяние.
Право кровной мести иногда уступало “выкупу за кровь”. То есть шариат допускает возможность откупиться.
Как-то так. Если вам есть что сказать — скажите в комментариях.
С уважением, Андрей Пучков
Комментарии