Все толковые мальчишки и девчонки, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2016, прекрасно знают роль исторического эссе в 2016 году. Если кто не в курсе поясню, что макисмальный первичный балл за тест ЕГЭ по истории — 53 в этом году. А за грамотно написанное историческое эссе ставят — 11 первичных. Кто знаком с математикой, без труда посчитает, что это пятая часть всей экзаменационной работы. Вдумайтесь! Одно задание из 25-ти — дает пятую часть к итоговой оценке!
Я думаю, теперь вам стало понятнее, почему так важно написать историческое эссе. И не слушайте тех олухов, которые утверждают, что это эссе — «всего лишь одно задание из 25-ти, не парьтесь». Беги от этих олухов — лучше на наш сайт.
Потому что именно сейчас я опубликую эссе моей ученицы с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию.
Эссе по периоду 1762 — 1796 годов, описывает правление Екатерины Великой. Правление этой императрицы — ключевое для истории России. Оно поделило историю Россию на до и после, равно как и правление Петра Великого. Поэтому ее деятельности стоит уделить особенное внимание при подготовке к ЕГЭ по истории 2016.
Скажу сразу, что в задании 25 исторический период может и не совпадать с правлением того или иного императора, генерального секретаря, или князя. Думаю, это понятно тоже всем толковым мальчишкам и девчонкам.
Итак непосредственно само эссе о Екатерине Великой, которое написала моя ученица Дарья К. с наших курсов подготовки к ЕГЭ по истории и обществознанию:
Коричневым выделены исторические процессы, синим — причинно-следственные связи между событиями и явлениями, зеленым — факты, личности, фиолетовым — оценка периода
Сочинение по историческому периоду – 1762-1796 гг.
Указанный период в историю России вошел как эпоха Екатерины II, а значительная его часть известна как время «просвещенного абсолютизма». Для правления данной императрицы, охватывающего 1762-1796 гг., характерны важнейшие процессы в различных сферах общественной жизни. Рассмотрим, каковы были эти процессы и в чем их сущность.
В социальной подсистеме следует отметить процесс расширения прав и привилегий дворянства. Причиной развития этого процесса был тот факт, что дворяне еще до воцарения Екатерины стали опорой власти, господствующим сословием, оказывавшим влияние на управление страной, и для новой императрицы не было бы резонным противостоять ему. Непосредственно рост привилегий дворянства можно увидеть в подтверждении Манифеста Петра III о вольности дворянства 1762 г., указе о праве дворян ссылать своих крепостных на каторжные работы, запрещении крестьянам жаловаться на помещиков в 1767 г., создании Жалованной грамоты дворянству 1785 г., которая подтверждала все сословные права дворян. Все эти мероприятия, как следствие, привели к ухудшению положения крестьян и росту их недовольства. Так, в 1773-1775 гг. оно вылилось в крестьянскую войну под предводительством Е. Пугачева.
В вышеупомянутый период происходили значимые экономические процессы. Один из них – рост промышленного производства и активизации торговой деятельности крестьян. Стоит выделить процесс развития всероссийского рынка и внешней торговли (в первую очередь, с Англией). Однако наблюдались и такие явления, как отсутствие качественных дорог, надзор полиции за торговлей, усиление крепостничества. Они повлекли за собой как следствие медленное развитие российской экономики и еще большее отставание от западных стран.
В политической подсистеме личность Екатерины Великой имела определяющее значение, с ее именем связаны важнейшие внутриполитические мероприятия. Она была инициатором проведения политики «просвещенного абсолютизма», направленной на укрепление абсолютной монархии в сочетании с реализацией прогрессивных реформ, распространением образования и культуры. Однако российская действительность заставила ее лавировать между интересами привилегированных слоев населения и своими идеями. Так, именно Екатерина проявила готовность к переменам, созвав в 1767 г. Уложенную комиссию для составления нового свода законов (предыдущий – Соборное уложение Алексея Михайловича – действовал более 100 лет, с 1649 г.). Однако императрица поняла, что ее замыслы не согласуются с желаниями дворян, выступавших за сохранение крепостничества, что было главной причиной свертывания деятельности комиссии (война с Турцией стала лишь поводом). Но при этом некоторые просветительские идеи Екатерина II воплотила в жизнь: например, отделила суд от администрации, в Жалованной грамоте дворянству указала, что без суда дворянин не может лишиться чести, достоинства, имения. Кроме того, она продолжила процесс подчинения церкви государству, что выразилось в проведении секуляризации церковных земель в 1764 г. Отдельно можно выделить создание единого принципа управления на всей территории Российской империи. Данное намерение Екатерины реализовалось в ликвидации автономии Украины (1764 г. – отмена гетманства, 1775 г. – ликвидация Запорожской Сечи).
В духовной сфере в это время формировалось российское просвещение, активно развивалась общественная мысль. В первую очередь нужно упомянуть фигуру Н. Новикова, в своих журналах «Трутень» и «Живописец» высмеивавшего сословные предрассудки, описывавшего ужасы крепостничества, утверждавшего идею равенства людей. Другая известная личность второй половины XVIII века – А. Радищев. Он изложил еще более смелые мысли относительно самодержавия. Сторонник революции, в оде «Вольность» он приветствовал народное восстание и казнь царя, а в «Путешествии из Петербурга в Москву» продемонстрировал невежество дворянства. Оба просветителя оказали заметное влияние на формирование антимонархических и антикрепостнических взглядов в XIX веке. Также отметим Ф. Янковича де Мириево, в 1782-1786 гг. проведшего школьную реформу.
Наполненная событиями внешняя политика, проводимая Екатериной, безусловно, имела свою логику. Так, причиной русско-турецкой войны 1768-1774 гг. являлась необходимость выхода к Черному морю и обеспечения безопасности южных границ. Успешное завершение войны стало возможным благодаря таланту П. Румянцева (победы у Ларги и Кагула), А. Орлова, Г. Спиридова (Чесменское сражение). Следствием успешной кампании России был Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому Россия получила земли между Днепром и Бугом, контрибуцию от Турции и право строительства флота на Черном море; также объявлялась независимость Крымского ханства от Османской империи (в 1783 г. Крым был присоединен к России).
Значимую роль в хозяйственном освоении Крыма сыграл Г. Потемкин, фаворит Екатерины II. В том же 1783 г. по Георгиевскому трактату Восточная Грузия перешла под российский протекторат по просьбе грузинской стороны, что говорит о возросшем авторитете нашей страны среди соседних государств. Вследствие таких успехов России пришлось вступить в еще одну войну с Турцией (1787-1791 гг.), чтобы подтвердить свои завоевания. Здесь главными действующими лицами стали А. Суворов (победа у крепости Кинбурн, под Фокшанами, на реке Рымник, взятие Измаила), Ф. Ушаков (разгром турецкого флота у мыса Калиакрия), тот же Г. Потемкин, в 1788 г. взявший Очаков. Следствием успешных военных действий был Ясский мирный договор 1791 г., по условиям которого признавались протекторат над Восточной Грузией, вхождение Крыма в состав России и получение ею земель между Днестром и Южным Бугом. Еще одно немаловажное событие в рамках внешней политики Екатерины II – разделы Речи Посполитой. Они явились закономерным следствием политической слабости государственной власти в Польше. По первому разделу 1772 г. России отошла Восточная Белоруссия, по второму 1793 г. – Правобережная Украина и Центральная Белоруссия с Минском, по третьему разделу 1795 г. – Западная Волынь и Западная Белоруссия. Кроме того, в 1793-1795 гг. Екатерина проводила политику борьбы с Францией. Причинами ее активизации была Французская революция 1789-1799 гг. и нежелание императрицей проникновения антимонархических идей в Российскую империю.
Что касается взглядов на политику «просвещенного абсолютизма», то историки имеют разные точки зрения на этот счет. Одни убеждены, что Екатерина искренне желала распространить передовые идеи в России, улучшить жизнь населения, что при ней были одержаны крупные внешнеполитические победы, а экономическое развитие являлось вполне успешным (например, распространялись вольнонаемные мануфактуры). Другие же придерживаются позиции, что данная правительница лишь «играла» в Просвещение и была нацелена лишь на укрепление самодержавного строя, при этом сохранялись возможности для произвола властей, а крепостное право продолжало усиливаться.
Мое же мнение находится посередине: несмотря на наличие отрицательных тенденций в отношениях помещиков и крестьян и консервацию сословного строя, в 1762-1796 гг. наша страна все же продвинулась вперед в экономическом развитии и заняла ведущие позиции на международной арене. Наконец, указанный период оказал значительное влияние на формирование русской общественной мысли в последующие годы.
©Дарья К.
Если хотите научиться писать историческое эссе на таком же высоком уровне, у Вас есть три варианта:
Как писать такие исторические эссе мы детально разобрали на Вебинаре «Секреты решения тестов ЕГЭ по истории 2016». Материалы этого вебинара вы можете приобрести здесь.
Чтобы получить материалы всех вебинаров, как прошлых, так и будущих, рекомендую вам получить доступ в VIP-комнату нашего сайта. Материалы вебинара «Секреты решения тестов ЕГЭ по истории 2016» туда уже добавлены.
Если же вы хотите, чтобы непосредственно я Вас научил писать вообще любые эссе, в том числе и экзаменационные, добро пожаловать на наши краткосрочные курсы подготовки к ЕГЭ. Они будут проходить с февраля по май 2016 года. Стоимость этих курсов всего 19 990 рублей. Я говорю всего, потому что в их стоимость входят не только личные консультации со мной, но также ВСЕ мои видеокурсы по дисциплине, а также доступ в VIP-комнату на полгода. Записаться на наши курсы можно на этой странице=>>
В заключении, вы можете посмотреть художественный фильм Екатерина. Он дополнит Ваше представление о Екатерине Великой.
С уважением, Андрей Пучков
А когда будет конкурс?!!!
А вы, Александр, о каком конкурсе говорите: в смысле что призом будет? )
Видеоурок
Конкурсы будут, думаю в марте.
Сочинение большое, можно было так много не писать
Диана, я Вас уверяю, это ещё небольшое сочинение. В прошлом году подопечный моей коллеги написал на три страницы бланка ЕГЭ. Написал на максимальный балл. Задача не в том, чтобы написать много или мало. Задача раскрыть тему. Вы нигде не найдете фиксированного объема исторического эссе, его попросту и нет. Это творческое задание. Вместе с этим, я совсем не навязываю свою точку зрения, а просто отображаю, как работают мои ученики. Более того, в конце года, думаю, будет отзыв по результатам ЕГЭ: там все будет прозрачно и понятно, как это было в 2015 году. Кстати отзывы 2015 можете почитать по ссылке=>>
Сделайте выпуск про Наполеона
Обязательно, Дим, сделаю. Только он будет в VIP-комнате
Здравствуйте!Повезло встретить федерального эксперта прошедшего подготовку по данному материалу,так вот скажу:объем огромен
-со всех сторон жизни так же не обязательно рассматривать,к такому эссе подготовится под силу лишь тем,кто готовиться года 3,а при таком коротком времени и нововведениях постоянных это практически невозможно!Да и на самом экзамене,кто столько вспомнит,когда нужно к каждому веку практически 10-15 сочинений
Согласен, Гузель, что чтобы подготовиться и писать эссе на таком уровне — надо много готовится. А срок 3 года — или год — весьма индивидуален. Это эссе моей ученицы, и она писала его в режиме онлайн — то есть в рамках одного занятия. Вышли мы с ней на такой уровень за 5 месяцев: не скрою сама ученица — весьма толковая и схватывает все налету.
Вторая вышла на такой же уровень по обществознанию — стала призером отборочного этапа МГИМО. Более подробно инфа по ссылке=>>
Для того и существуют специальные методики подготовки, с помощью которых можно научить очень многому. Но многое также и от ученика зависит: готов ли он работать на уровне необходимых требований?
Ошибка, Жалованная грамота дворянству, изданная в 1785, не могла быть причиной крестьянской войны 1773-1775. Надеюсь, Дарья К. не допустила такой досадной оплошности на ЕГЭ.
Данное восстание приведено как пример недовольства крестьян, а не как следствие жалованной грамоты. В любом случае можно спорить