Какое образование в России?

2015-11-09
Автор: Андрей Пучков
Какое образование в России?
Какое образование в России?

какое-образование-в-россии

Всем привет! Мы уже несколько раз останавливались на том, почему в России некачественное образование, какие новые веяния есть в образовании 2.0. Но совсем недавно было ряд нескольких выступлений видных деятелей. Их выступления вы сможете увидеть в конце этого поста.

И у всякого здравомыслящего человека вполне встанет вопрос: образование в России реально такое ужасное, или все-таки светлые стороны есть?

При написании этой небольшой статьи я руководствовался своим сравнительно небольшим 8-летним опытом работы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего образования. А также современными  социологическими исследованиями (ссылки на конкретных авторов будут в конце статьи).

Какое образование в России: мой личный опыт и позиция.

Когда мы учились в вузе, нам преподаватели говорили, что наш курс хуже предыдущего. Потом, по мере нашего продвижения к пятому курсу, преподаватели говорили нам, что мы на самом деле хорошие, это после нас — вообще темный лес пришел в вуз за дипломом. Это на самом деле вполне нормально: контингент меняется год от года.

Вопрос в том, что получается из этого контингента на выходе. На мой взгляд, человек должен выходить из обычной общеобразовательной школы со следующими компетенциями:

  • Уметь грамотно читать, считать, писать, говорить и выражать свои мысли, устно и письменно.
  • Понимать прочитанное и уметь пересказать, причем как классическую литературу, так и материал из школьного учебника.
  • Иметь представление о современных экономических, политических, социальных, исторических явлениях и ориентироваться в них.  Например, понимать, что такое кризис и почему в магазине дорожают товары.
  • Иметь сформированное обыденное мировоззрение, представление об этикете и культуре общения.

Это всё. Сейчас начнут говорить: «А как же алгебра, геометрия, физика, химия?!». Отвечу, что эти дисциплины умещаются в обыденное мировоззрение: то есть гражданин должен понимать, что нельзя совать пальцы в розетку, а также нюхать незнакомые вещества без разбору. Данные компетенции позволят ему получить профессию, требующую хоть высшей квалификации, хоть средней профессиональной.

Имеют ли современные выпускники школ эти компетенции? На мой взгляд нет — нет имеют. Кто виноват? Существующая система образования, при которой ребят чуть ли  не с первого класса готовят к ЕГЭ. Это жесть. Одна мама пишет, что пришла на родительское собрание в первый класс, а им, родителям, завучи говорят: «Что вот скоро (через 10 лет) ЕГЭ — надо у нему готовиться!». На что у мамы ребенка возник закономерный вопрос: «А как же счастливое детство?».

То есть современная система образования такова, что она не формирует указанных выше компетенций, а а просто натаскивает ребят тыкать ручкой в тест. В итоге в вузы ребята проходят практически автоматически, потому что сегодня демографическая яма, а вузам надо набрать ребят на бюджет. В вузы ребята проходят без базовых представлений об этикете, культуре общения. Да что там: даже прочесть и понять текст они не в состоянии и само чтение вызывает у них раздражение.

Об этом я пишу ответственно, и готов ответить за каждое слово: на семинарах ребята просто не могут не читать — рассказывать. Помню, как у нас в 90-е годы в 1 классе учили детей: прочитали отрывок текста (читать все учились в школе), дальше каждый встает и пересказывает, что понял. И это нормально для 1 класса. 

 

Что должно привить высшее образование в России?

Высшее образование в России должно, кроме профессиональных компетенций, привить профессиональную этику, профессиональные качества. Кто такой профессионал? Этот тот, чей уровень профессионализма не зависит от настроения. Также это точность, оперативность, ответственность. 

К примеру, вот сейчас много дизайнеров. Выходит какой-нибудь мальчик или девочка из вуза с дипломом дизайнера и говорит: «Я, даа, дизайнер! Сделаю дизайн квартиры». Между тем, мало кто вообще понимает, что такое технический дизайн квартиры, ремонта квартиры. Такой мальчик или девочка нарисует тебе красивую картинку в три д максе и ходи с ней. Это не технический дизайн.

Технический дизайн, это когда дизайнер сначала ездит по всем строительным магазинам города, записывает, какие материалы есть в наличии, каких нет. И включает в технический дизайн те компоненты, которые есть в этих магазинах. А также рассчитывает, к примеру, сколько квадратных метров плитки придется на мою ванную комнату и сколько она будет стоить. То же самое и по ламинату, и по линолеуму, обоям и пр.

Это будет настоящий технический дизайн. У такого дизайнера будет заказов на годы вперед. Потому что он настоящий профи. Готовит ли у нас система высшего образования таких специалистов? Рособрнадзор в этом году протестировал студентов ключевых вузов страны. В итоге выяснилось, что на 80 % компетенции студентов соответствуют заявленным требованиям их квалификации.

Но это с одной стороны. С другой многие вузы не получили аккредитацию. Список вузов, не получивших право выдавать дипломы, вы можете найти на этом сервисе

В целом российское высшее образование будет становится элитарным. Это будет достигаться через создание тестовых заданий ЕГЭ разной сложности для разных регионов. В итоге, попасть в вузы по результатам ЕГЭ станет возможным только для некоторых привелигированных регионов или даже школ. Остальные выпускники пойдут в ссузы и колледжи для получения рабочих специальностей.

Плохо ли это? Не знаю. Сегодня «менеджер» или «экономист» с высшим образованием имеет на выходе из вуза зарплату 20 тыс. рублей. А какой-нибудь крановщик или даже мусорщик (человек, развозяйщий мусор на машине) от 85 тыс. рублей в месяц. Более подробная информация тут=>>.

Я вот тоже думаю, не пойти ли мне получить пару рабочих профессий на черный день? Вы как считаете? Пишите в комментариях!

Таким образом, сегодня в России образование что среднее, что высшее «заточено» совсем не под нужды реальных потребностей общества. Закономерный итог: низкая зарплата лиц, получивших высшее образование, то есть по сути, просидевших 4 — 6 лет в пыльных аудиториях и в никому не нужных библиотеках. Выход из ситуации: поднятие отечественного производства, создание стабильных рабочих мест, постоянная практика студентов на конкретном месте будущей работы.

А также снятие прессинга с организации своего бизнеса, упрощение делопроизводства и бумагомарательства. Чтобы бизнесмен не отдавал это дело на аутсорсинг и следовательно не плодил себе дополнительных издержек.

Предлагаю посмотреть видеопозициб эксперта:

А на сегодня все. До новых встреч.

PS.: напишите в комментах, что обо всем этом думаете. 

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)