Как научить ребят решать задания повышенной сложности ЕГЭ по обществознанию 2016?

2015-09-20
Автор: Андрей Пучков
Как научить ребят решать задания повышенной сложности ЕГЭ по обществознанию 2016?
Как научить ребят решать задания повышенной сложности ЕГЭ по обществознанию 2016?

задания-повышенной-сложности

Приветствую всех друзей и читателей сайта EGE59.RU. Сегодня речь пойдет о том, как готовиться к заданиям повышенной сложности теста ЕГЭ по обществознанию 2016. Здесь я обрисую лишь общие моменты, которые использую лично сам для тренировки своих учеников. Думаю, мой опыт будет больше полезен коллегам в сфере образования, чем самим ребятам. Для ребят есть видеокурс Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов, в котором похожая методика уже воплощена в реальность: бери и готовься — подобраны сотни примеров и рассказано, как их использовать при выполнении заданий повышенной сложности.

Итак, собственно, о чем мы говорим? Вот некоторое задание, которое вызывает робость не только у учеников, но, порой, и у самих учителей.

Задание. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «мировоззрение»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах мировоззрения, и одно предложение, раскрывающее связь мировоззрения и социальной структуры общества.

Ясно, понятно, что для начала, надо бы разобраться с тем, что такое мировоззрение и какие есть его виды. Для этого, кстати, на этом сайте есть интересная статья. А что делать дальше? Надо как-то объяснить ребятам, что есть связь между мировоззрением и социальной структурой общества! И вот здесь я использую метод создания и вовлечения ребят в  смоделированную мной ситуацию.

К примеру, какое мировоззрение должно быть у грузчика? Я имею в виду, среднестатистического грузчика, жизнь которого состоит из тяжелой физической работы и очень малого свободного времени. Будет ли его мировоззрение отличаться от мировоззрения бизнесмена?

грузчик

У грузчика — будет обыденное мировоззрение, у бизнесмена — профессиональное. В чем эта разница может выразиться? Например, грузчик и бизнесмен пошли покупать себе телефон. Грузчик после просмотра ценников на новые сотовые телефоны, вероятно, сделает вывод о несправедливой цене (30 тыщ за какой-то телефон). А он-то получает  всего 20 тысяч! Жизнь однозначно несправедлива!

шарж-на-бизнесмена

Между тем бизнесмен вполне поймет, почему такая высокая цена на телефон: хозяин магазина, который продает телефон в этом городе дико рискует: он, возможно, взял кредит в банке, чтобы привести бог весть откуда партию сотовых телефонов, заплатил все сборы, НДС, акцизы и вот — чудо технического прогресса доступно теперь в городе, где живет этот грузчик и этот бизнесмен — какой-нибудь Мухобойск, где медведи бегают по улицам города, и где тучи упираются в уральские горы.

Хозяин магазина дико рискует: купят или не купят? Поэтому цена на товар учитывает риски предпринимателя! Вот в чем дело! Но рабочему-то этого не понять — он работает с 9 до 18.00 на тяжелой работе 6 дней в неделю и получает свои 20 000 рублей, и думает, что это реальная стоимость его труда. Ведь минимальная зарплата в России 5600, а прожиточный минимум 7800!

На фоне этих цифр — грузчик живет весьма неплохо. Но вот, чтобы купить нормальный телефон (за 30 000 рублей), ему да, придется подкопить. Между тем, бизнесмен, который по натуре своей привык рисковать, зарабатывает 200 000 рублей в месяц и может позволить себе спокойно приобрести пару таких телефонов. Таким образом, мировоззрение напрямую связано социальной стратификацией — структурой общества. Мировоззрение определяется социальным статусом человека.

Какой ответ на второй вопрос этого задания мы можем дать?

Мировоззрение определяется социальным статусом человека: у рабочего, у ученого и у бизнесмена будут разные виды мировоззрения.

Таким образом, чтобы ученик смог дать ответ на это задание (написать одно предложение) его требуется погрузить в смоделированную преподавателем ситуацию, и добиться от ученика решения этой ситуации. Надеюсь, теперь вы понимаете, на каком уровне должен быть преподаватель, чтобы ученик любого уровня подготовки понял связь в данном случае между мировоззрением и социальной структурой общества.

Какие ещё можно смоделировать ситуации в контексте курса обществознания? Да какие угодно. У наиболее продвинутой части аудитории может возникнуть закономерный вопрос: а откуда брать эти модельные ситуации? Ответ: из общественной жизни. Новостей, социологических задач, задач по праву. Только так, можно погрузить ученика в классе в реальную ситуацию, заинтересовать его ей («Иван, это с тобой вполне может скоро произойти!») и добиться от ученика решения этой ситуации или ответа на вопрос. Возможно, в будущем, напишу несколько статей по разным сферам общества с используемыми мной такими модельными ситуациями. Подпишитесь на новости сайта! И не забудьте поставить лайк, если материал оказался для вас полезным! 🙂

P.S.: возможно после прочтения этой статьи, чья-нибудь мама (или даже папа) воскликнет: «Я хочу, чтобы этот человек готовил моего ребенка к ЕГЭ по истории и обществознанию 2016!»  Специально для вас скажу, что только до 1 октября 2015 года вы можете записать вашего ребенка к нам на курсы подготовки к ЕГЭ по истории и/или обществознанию 2016. После этого срока, стоимость курсов повысится в два раза. Успевайте.

С уважением, Андрей Пучков

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)