А вот и я! Сидите, не вставайте 🙂
На линии Андрей Пучков и сегодня мы поговорим о выпускном сочинении, которое будет написано выпускниками в начале декабря 2014 года, но по его итогам станет понятно, будет ли допущен выпускник к ЕГЭ в 2015 году. Сразу скажу, что пока не известны даже критерии оценивания этого сочинения. Министр Образования и науки говорит, что критерии оценивания будут разработаны до 1 октября 2014 года. То есть у Вас будет примерно два месяца, чтобы научиться писать это выпускное сочинение.
Однако я рискну предложить Вам беспроигрышный вариант подготовки к написанию этого выпускного сочинения 2015 в этом посте. Итак, сочинение будет таким же, какое Вы писали на литературе. Надеюсь, что писали. Известны уже направления тем этого сочинения, они приведены в конце этой статьи.
Сразу скажу — друзья не паникуйте! Ничего сверхъестественного в этом нововведении нет. Предположу, что недобросовестные педагоги попытаются даже запугать Вас, сказав, что сочинение является допуском до ЕГЭ. На самом деле это так и есть 🙂 Сочинение в этом году является допуском до сдачи ЕГЭ. Однако это не вся правда. Сочинение оценивается в этом году по системе: зачет/незачет. Говорю Вам, это намного проще, чем дифференцированная оценка. Сам когда-то писал сочинение по литературе и даже два раза, когда оканчивал школу и поступал в вуз.
Итак, вот мои рекомендации по написанию выпускного сочинения 2015.
Во-первых, помните, что любое сочинение имеет тему и Ваша задача — эту тему раскрыть. Так пишутся большинство сочинений, не важно по какому предмету: истории, обществознанию (задание 36) или литературе.
Что значит раскрыть тему? Это значит представить развернутую позицию (или позиции) по данной теме и их доказать. Что такое «позиция»? Есть мнение и есть позиция. Мнение это когда какая-нибудь гламурная барышня говорит: «Мне не нравится это кино, потому что есть два мнения: мое и глупое!» или «…потому что гладиолус», это всё равно что «…потому что потому». Иными словами мнение — голимое оценочное суждение без аргументации. Так вот в выпускном сочинении Вам надо высказать свою (или авторскую) позицию, а не мнение. Для примера посмотрите сочинения по обществознанию, написанные лично мной.
Позиция отличается от мнения тем, что позиция — аргументируется. Если Вы пишете сочинение на литературную тему, то надо доказать позицию (или проблему), заявленную в теме, либо позицией автора, либо общеизвестными фактами.
Во-вторых, помните, что в выпускном сочинении 2015 надо соблюдать простое правило: в нем есть три части введение, основная часть и заключение.
Во введении Вы должны описать, что будете доказывать, или попросту — раскрыть проблему, поднятую в теме сочинения. Например, вот примерная тема: «891 день мужества ленинградцев».
Проблема здесь в том, что люди в крайне тяжелых условиях не просто выжили, а ещё боролись с врагом! Иными словами, проблема — это противоречие между двумя и более элементами: задача выживания ленинградцев и задача отстоять свой город перед натиском врага. Эти две задачи противоречат друг другу. Но на самом деле задача проста: либо мы боремся за выживания и сдаемся, либо мы воюем, погибаем и не сдаемся!
Вроде тема простая, а вот если подумать — то довольно сложная. Но нам также надо помнить, что так как тема литературная, указать несколько позиций авторов, писавших художественные произведения о блокадном Ленинграде, просто необходимо представить. Идеальным будет в сочинении на эту тему сравнить обыденное понимание выживания и цель победить врага. Но это сложно! Самое простое — описать во введении проблему.
В основной части Вы должны представить те самые позиции авторов, или науки, или обычных людей и проиллюстрировать противоречие, (проблему), которую Вы обозначили во введении.
В заключении надо сделать вывод. Это также очень не просто. Вывод должен сам собой выводится из введения и основной части. На примере темы про ленинградцев можно рекомендовать такое заключение:
«Подвиг ленинградцев заключался не просто в том,чтобы отстоять город — важный стратегический пункт на пути нацистов. Подвиг заключался в том, что люди, поставленные на грань жизни и смерти выбрали жизнь. Причем не просто существование. а именно жизнь: под обстрелом они играли в футбол, демонстрируя несгибаемый дух и патриотизм. Подвиг заключался в том, что социальное начало одержало верх над животным инстинктом выживания. Это начало и было свойственно тем, кто воевал за свободу русского народа от нацистского плена. Это социальное начало и составляло подвиг ленинградцев».
Разумеется, что в предыдущем тексте Вы должны были бы продемонстрировать, что такая борьба между социальным началом и биологическим имела место быть.
В-третьих, помните что выпускное сочинение может быть многовариантным. Это означает, что одну и ту же тему можно раскрыть по-разному, аргументируя позиции разных авторов.
Итак, подытожим. В выпускном сочинении Ваша задача раскрыть проблему, заложенную в тему. И раскрыть ее, используя трехчастную структуру сочинения: введение (раскрытие, в чем заключается проблема), основная часть (аргументация позиции или позиций) и заключение, где Вы обобщаете сказанное и выходите как бы на новую проблему.
Само собой, вам надо уметь выражать свои мысли. А теперь внимание! Давайте сделаем следующим образом, Вы посмотрите нижеперечисленные темы сочинений и постараетесь написать своё сочинение. Далее отправьте мне его на мой адрес puchkovaa@ege59.ru
Я отберу несколько и в дальнейшем напишу пост, в котором укажу на ошибки, или наоборот оригинальные находки! Не стесняйтесь — польза будет всем!
Чтобы не пропустить пост с разбором выпускных сочинений, оформите подписку на новые статьи сайта.
Итак вот, некоторые примерные темы выпускных сочинений 2015:
«Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…»
Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова
«Лермонтов и Кавказ»,»Как сладкую песню отчизны моей,люблю я Кавказ…»,» То сердце,где кровь кипела…»
«А что такое счастье?» Тема любви в произведении М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
«…Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить;…
Я думал: жалкий человек
Согласны ли вы с утверждением Печорина: «»Один из друзей всегда раб другого…» ?
«В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом М. Ю. Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?
Что в имени тебе моём?
«Большое видится на расстоянье». Антивоенный пафос стихотворения М. Ю. Лермонтова «Валерик».
Между жизнью и смертью
Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне
Дети и война
891 день мужества ленинградцев
Мемориал — памятник с особым значением
«По ком звонит колокол»
Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?
Значение войн для государства и для человека
Мир людей глазами мобильного устройства
«Живая» книга или Интернет!
Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)
Человек и космос
Плюсы и минусы бессмертия. «Бессмертная душа» Станислава Лема
Тема консьюмеризма в произведениях Чака Паланика
Кстати об эссе,может ли быть проблема статусного конфликта в фразе «в каждом человек живут два человека,один из которых осуждает то,что делает другой «?
Надо знать полностью фразу: тут может быть и проблема совести, морали. Статусный конфликт сродни конфликту ролевому, когда человек вынужден занимать два противоречащих друг другу статуса, а следовательно и играть две разные, противоположные социальные роли
Ну не знаю… С сочинениями у меня вроде все в порядке, тем более к почти каждой теме можно привязать «море» исторических фактов. Думаю «зачет», я получу! 🙂
Я тоже начала думать и о социальном контроле ,так как тут не совсем верно с статусным конфликтом
Надо смотреть всю цитату и исходить из контекста, на мой взгляд
Ну а по-моему ,очевидно,что социальный контроль,даже в данном случае совесть помогает человеку соориентироваться в жизни среди множества соц.статусов и ролей ,разве не так?
Совесть да пример социального контроля. Только самоконтроля. Не надо путать самоконтроль, с внешним контролем агентов социального контроля: полицией, родственниками и пр.
Ну это в данном случае один из видов соц контроля же,насколько я знаю
Да но лучше написать про несколько агентов социального контроля, и упомянуть что совесть (самоконтроль) формируется под влиянием этих внешних агентов в ходе процесса социализации. И разумеется примеры привести
Мы пока только учимся писать эссе,нас уже нарабатывают в классе,для начала надо написать,как я понимаю фразу,потом проблему,а в конце актуальность
Это Вы про эссе по обществознанию говорите. А тут сочинение по литературе будут писать. Всё-таки подход разный должен быть, но принципы написания одни и те же: надо уметь аргументировать
И по нему тоже начали готовиться
Без вопросов — чем раньше, тем лучше!