Здравствуйте, дорогие друзья! В этой статье вы узнаете, как писать эссе по обществознанию по критериям ФИПИ. Я приведу упрощенный вариант своей методики, которую даю на своих курсах подготовки. Именно эту схему вы сможете усвоить просто и быстро, и потренироваться писать сочинение. Если вы овладеете ей, то сможете писать сочинения на максимальные баллы.
Также я расскажу, где взять готовые планы сочинений, шаблоны и все прочее для быстрого освоения методики написания.
Для начала скажу небольшую новость: на сайте появились тролли. С одной стороны, мне лестно, значит сайт становится популярным. А с другой стороны — тролли всех матерят — забавно конечно, но цензуру на сайте никто не отменял. Поэтому ввел премодерацию всех комментариев. Возможно я потом сделаю подборку самых жгучих комментов от троллей, посмеемся вместе! :)))
Теперь к теме. В этой новой статье я хочу заострить внимание на сложных заданиях . Сегодня мы поговорим о том как писать эссе по обществознанию.
Методика
Постоянно занимаясь со своими учениками я всё больше начал понимать, почему задание по написанию эссе по обществознанию для них так трудно. Дело в том, что нет навыка логически мыслить, то есть генерировать мысли и системно их излагать, чтобы из одного вытекало следующее. К сожалению, как правило, этому не учат в 11 классе. А именно таких навыков будет требовать задание задание 29 на ЕГЭ 2020 по обществознанию.
Есть ли какие-то шаблоны по написанию такого сочинения? Читайте дальше и узнаете.
Что я могу вам рекомендовать?
Рекомендация №1. Поймите, что от вас требуется при написании сочинения: раскрыть идею, поставленную автором высказывания и разные ее аспекты. Что такое идея? Это смысл высказывания, оформленный в сжатой форме. Более подробно об идее высказывания смотрите здесь. Вот пример написания сочинения в соответствии с современными требованиями ФИПИ:
«Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
Попробуем написать эссе:
В высказывании отражена идея функционирования рынка. При рыночной системе хозяйствования действует механизм «невидимой руки рынка», который выделил ещё Адам Смит. То есть там где есть спрос со временем будет и предложение — это механизм координации. Он действует так: потребители формируют спрос на те или иные товары и услуги. Спрос означает прибыль для производителей и продавцов. А следовательно они стремятся занять незанятые рынки и ниши товаров, чтобы максимизировать свою прибыль.
Например в России в начале 90-х годов не были так широко распространены видеомагнитофоны, компьютеры, сотовые, хотя на Западе они давно были в порядке вещей. И когда в России вместо социалистической (командно-административной) системы хозяйствования образовалась рыночная, то и здесь стали появляться все эти блага цивилизации. В настоящее время такой механизм координации, как зависимость предложения от спроса, практически мгновенен: новые телефоны,компьютеры, автомобили всё быстрее становятся доступны отечественному потребителю. Таким образом спрос рождает предложение.
Однако бывает и так, что предложение рождает спрос. Например, если на рынке появился какой-то новый продукт, он постепенно становится брендом и рождает спрос. Так, в 2008 году на рынке появился продукт MacBook Air от компании Apple. Такого типа устройств не было на рынке: сверхтонкий, легкий, но при этом крайне мощный ноутбук стал хитом продаж, так как его без труда можно было взять с собой куда угодно. Однако начиная с 2011 года так называемые ультрабуки стали выпускать и другие фирмы производители, уже отвечая на созданный компанией Apple спрос.
Механизм взаимного приспособления спроса и предложения, отмеченный Хейне, также проявляется в наши дни. Например, сегодня на рынке сотовых телефонов крайне популярны смартфоны. И фирмы производители стараются расширить возможности смартфонов, чтобы был выше спрос и занять своё место на рынке. В ходе такого приспособления к конкуренции требуются немалые вложения. Так например три года назад компания Sony не была лидером продаж смартфонов, однако скупила долю производства у шведской компании Ericson за 1 миллиард долларов и наладила собственное производство смартфонов, благодаря чему сегодня лидирует в этом секторе рынка.
Таким образом высказывание Хейне отражает глубинный рыночный механизм взаимозависимости спроса и предложения.
В этом примере видно, что план написания сочинения такой:
- Введение
- Теоретическая аргументация (термины, понятия, теории)
- Фактическая аргументация
- Вывод
Рекомендация 2. Таким образом из первой рекомендации о том как писать эссе по обществознанию вытекает вторая: излагайте свои мысли логично, чтобы из тезиса вытекала аргументация. Само собой, схемы могут быть разные. Но имейте в виду, что если будет только один тезис, то баллы будут снижены, так как надо раскрыть разные аспекты проблемы. То есть и тезисов естественно может быть больше двух!
Рекомендация 3. Как вы успели заметить, в тексте приведенного сочинения есть множество фактов. Откуда я их знаю? Наверняка у вас в воображении возникла такая картина, будто я специально искал факты в сети….
Но это далеко не так — факты это общеизвестные, я просто привел их. Как же вам знать столько фактов? Постарайтесь посмотреть новостные телеканалы и записать по каждой теме курса обществознания два-три факта. Далее их нужно просто запомнить и написать несколько эссе по этим темам!
Рекомендация 4. Одним из требований к оценке написания эссе по обществознанию является использование терминов по данной теме. В вышеприведенном эссе такие термины использованы: они подчеркнуты. Я вам крайне рекомендую готовиться таким образом. Берете какое-нибудь тестовое задание 29, выбираете высказывание, определяете, к какой теме курса обществознание оно относится. Далее ищете ВСЕ термины, которые есть в данной теме, выписываете их, отбираете те, которые будете использовать в эссе и используете их! То есть пишете сочинение с использованием этих выбранных терминов.
Вот например еще один пример:
«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают». (А.Г. Асмолов)
Автор поднимает идею соотношения индивида, личности и индивидуальности в ходе социализации человека. По мысли автора не каждая личность обладает индивидуальностью: если человек ее отстаивает, она у него есть, если не отстаивает, то ее у него нет!
Само собой тема «социальная психология». Термины, которые необходимо использовать: социализация (первичная, вторичная), социальные нормы, санкции (формальные, неформальные, позитивные, негативные), агенты социализации. Попробуйте написать эссе по этой теме, и согласно вышеприведенной схеме. Лучшие опубликуем с указанием авторства. Поэтому сразу присылайте фото и, например, адрес странички вконтакте, чтобы народ видел, что всё по-настоящему.
Думаю, теперь вы поняли, что сочинение — это высшая форма задания и оценивается она соответственно высоко — шестью первичными баллами в 2020 году. Нужно пользоваться вашим кругозором, знаниями курса обществознания и еще уметь связно излагать ваши мысли на бумаге. А так называемые клише — это всего лишь обороты, которые помогают вам начать абзац — новую мысль. Где их взять — читайте дальше.
Конечно, здесь я привел лишь самые общие рекомендации. Например, надо бы включать в теоретическую аргументацию не только понятия, но и теории общественного развития. Более детальную методику Вы можете приобрести отдельно.
Важно понимать, что на своих курсах подготовки я сначала учу ребят составлять план перед написанием сочинений. План помогает организовать мысли системно, излагать их логично, чтобы один абзац вытекал из другого. Тем ребятам, которым трудно составить план, я даю готовые. А тем, кто испытывает трудности именно с написанием сочинением, я даю готовые шаблоны. В шаблонах написан сам текст сочинения, но многие важные куски текста пропущены. В результате ученик должен вставить их органично, и отправить мне на проверку.
Если Вы хотите готовиться самостоятельно, то сейчас есть возможность приобрести эту методику либо отдельно., либо в составе видеокурса «Обществознание ЕГЭ на 100 баллов» (так, кстати будет дешевле); а также в составе Продвинутого Практикума ЕГЭ по обществознанию,в рамках которого вы также можете потренироваться в написании сочинений под моим руководством.
Если хотите отдельно, то вот тут всё: то методика написания сочинений по обществу тут=>>
Надеюсь статья оказалась для вас полезной.
С уважением, Андрей Пучков
Я тоже пишу плохо эссе. Только вчера хотела Вас попросить объяснить как это делается, а сегодня уже статья) Вы читаете наши мысли:) Попытаюсь написать и скину Вам!
Насчет чтения мыслей — не замечал за собой 🙂 Просто я нахожусь в тренде 🙂 Присылайте, присылайте — будем разбираться!
Совсем недавно узнала о вашей работе из письма Д. Суслина. Его видеокурсом успешно обучаю своих учащихся. Выписала Ваш видеокурс по истории. попробую использовать в работе при подготовке к ЕГЭ. А вот с написанием эссе даже у меня проблема.. Спасибо за рекомендации. Постораюсь следовать им в своей работе. Спасибо за нужное дело для учащихся и для коллег. Удачи Вам, Андрей. Ваша коллега из Ростовской области
Пожалуйста, коллега! Будем стараться и дальше!
Нам тоже учителя показывают массу разных видео-курсов. Вот вы считаете это полезным?
Думаю, что на каком-то этапе видеоуроки полезны. Но они в обязательном порядке должны сочетаться в решением конкретных тестовых заданий. И конечно перед экзаменом надо не уроки смотреть, а решать тесты 🙂
Кроссвордов больше не будет? Хотелось бы порешать)
Кроссворды будут! Скоро!
Спасибо! Буду ждать:)
Спасибо, очень нужно и своевременно.
Пожалуйста!
Добрый день! Надеюсь ваши видеокурсы помогут подготовиться учащимся 9 классов к экзамену по ОГЭ, или для них у Вас есть другие материалы?
Здравствуйте Светлана. ЕГЭ само по себе шире чем ОГЭ. Трудности могут быть в понимании терминов. Если будут сложности, пусть Ваш ребенок обратится объясню. Материалов специально для ОГЭ у меня нет. В будущем, возможно сделаю. Думаю, что не будет ничего плохого, если ребенок будет больше знать
А можно ли в аргументах приводить Священное писание.
Смотря в какой теме, Павел. Если тема на тему религии, то да, но надо четко выстраивать аргументацию