Нормативно-правовые акты

2018-05-06
Автор: Андрей Пучков
Нормативно-правовые акты
Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты

Нормативно-правовые акты (НПА) представляют собой официальные документы, содержащие нормы права, закрепленные в письменном виде. Такие правовые нормы регулируют какую-либо сторону жизни общества. Компетенцией принимать такие документы обладают преимущественно государственные органы власти по строгой регламентации.

Сложность самого понятия НПА состоит в его трактовке, так как многие тестируемые не обращают внимания на составляющие его части при заучивании и тот смысл, который в них скрыт. В связи с этим нужно четко уяснить отличия между «нормативным», «правовым» и «нормативно-правовым» документом. В дополнение к этой статье рекомендуем к прочтению публикацию про источники права.

«Нормативный» или «правовой»?

Существует немало точек зрения в этом вопросе. Некоторые юристы ставят между «Нормативно-правовой» и «правовой» знак равенства, Но это по своей сути разные понятия с тонкой гранью между ними:

  • Нормативный акт – это официальный документ, не противоречащий с Конституцией РФ, издаваемый властными органами (например аппаратом президента, Государственной думой, Министерствами);
  • Правовой акт – документ, несущий юридический смысл, но не обязательный к применению для всего общества. Например, указания, заверенные главой некой организации с целью регуляции правовых отношений внутри нее.
  • Нормативно-правовой акт несет в себе оба эти понятия, то есть издается органами власти, а также несет юридическую значимость для общественной жизни.

Перед тем, как проиллюстрировать все обозначенное примерами, необходимо разобраться с видами НПА.

Классификация нормативно-правовых актов

Выделяют всего два вида НПА и такое деление не должно вызывать сложностей, ведь с ними каждый человек встречается ежедневно. Различают виды:

  • Законы. Они принимаются в особенном порядке, обладают высшей силой в юриспруденции, имеют цель регуляции наиболее важных вопросов жизни общества. Принимаются органами законодательной власти или референдумом (выражает волю народа). Сюда относится сама Конституция РФ, федеральные и конституционные федеральные законы, а также законы субъектов (краев, областей и городов).
  • Подзаконные акты. Издаются уже органами исполнительной власти на основании законов, содержат правовые нормы. Здесь выделяют указы Президента, постановления правительства и подзаконные акты субъектов, регулирующие деятельность на локальном местном уровне.

Порядок принятия актов

Изначально одной из ветвей власти подаются предложения, содержащие основания принятия закона, его основную концепцию, этапы его полной подготовки и списки разработчиков, а также сроки представления готового варианта и планируемого принятия.

Все предложения собираются в законодательный план Правительства, который координируются с Федеральным собранием. Необходимой подготовкой и разработкой занимается уже исполнительная ветвь власти. Подготовленные схемы реализации рассматриваются на заседаниях Государственной Думы, за которой закреплено также право вето. Если Дума не воспользовалась правом отклонить законопроект, а также за него проголосовали более половины депутатов, он отправляется на подписание и обнародование Президентом РФ.

После освоения этого вопроса необходимо рассмотреть примеры НПА, особенности и их характеристика будет разобрана конкретно для каждого случая. В РФ список таковых документов огромен, поэтому далее приведены самые главные.

От теории к практике

Как уже было сказано ранее, самый главный такой акт – Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Состав включает 2 раздела, перед которыми расположена Преамбула, закрепляющая ценности гуманистики и демократии. Первый раздел – это 9 глав, в которых закреплены 137 статей, второй раздел собирает переходные положения.

Далее следуют Федеральные законы, здесь для примера можно привести ФЗ № 181 по охране труда от 1999 года с официальным названием «Об основах охраны труда в Российской федерации». В список контролируемых вопросов включены: регулирование отношений между работником и работодателем, создание благоприятных условий труда, охрана здоровья и жизни рабочих в момент нахождения на рабочем месте. Здесь же отражена политика государства по данному вопросу, а также рассмотрены допустимые на каждом уровне власти полномочия.

Акты создаются не только по каждому конкретному праву человека, но и могут решать последствия чрезвычайных ситуаций по социальному обеспечению людей в дальнейшем. Так, достаточно известен закон РФ от 1991 года №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Исходя их него, потерпевшим гражданам возмещается полученный вред, а затем долгосрочно оказывается всесторонняя социальная поддержка со стороны государства. Как видим, многие акты связаны с гражданско-правовой ответственностью.

Среди местных НПА можно отметить принятый относительно недавно закон, регулирующий самоуправление в городе Москва: «Об организации местного самоуправления в городе Москве» №56. За все время существования документа, внесена уже 31 правка. Суть его издания –предоставление права жителям округов или поселений города решать локальные проблемы самостоятельно. Причем вопросы, подлежащие рассмотрению на этом уровне, также регулируются этим законом, из-за чего и понадобилось столько правок.

Спорные вопросы

Мнения специалистов разделяются по отношению включения в рассматриваемый список законов, относящихся к судебной власти. Учебники также трактуют этот вором по-разному, поэтому не лишним будет знать примеры из этой ветви власти. Ее регулируют все виды нормативно-правовых актов, рассмотренные выше, но при этом отдельный статус судов остается за ними. То есть их работа регламентирована, но чтобы получаемые решения не были выгодны одной стороне, они остаются непредвзятыми организациями, прямо подконтрольными лишь закону.

Главным документом здесь так же остается Конституция РФ, кроме нее регулирующими актами являются:

  • Федеральный конституционный закон (ФКЗ) о судебной системе в России;
  • ФКЗ по Конституционному и арбитражным судам России отдельно от остальных и от друг друга;
  • Закон о статусе судей, исходя из которого, строго контролируется отбор назначаемых на эту должность граждан,
    отстраняемых от нее, регулируются их полномочия, гарантируется независимость и другое.
  • Отдельные ФЗ о финансировании судов, а также органах общества судей.

Таким образом, самое важное из этой темы – само понятие нормативно-правового акта как документа, принятого компетентными органами власти и регулирующего стороны общественной жизни и виды НПА, включающие законы и подзаконные акты. Пара запомненных примеров поможет легче усвоить материал и вспомнить его перед экзаменом.



Комментарии

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)