Институт это краеугольный камень общества

2017-01-13
Автор: Андрей Пучков
Институт это краеугольный камень общества
Институт это краеугольный камень общества

4343вав

Многие ребята, да и коллеги, не совсем понимают значение понятие «институт» в обществознании. В этом посте разберем, что институт — это серьезный элемент общества и без него просто не будут функционировать многие социальные механизмы. Как всегда вас ждет интересное погружение в теорию и примеры, связывающие эту тему с жизнью.

Понятие «институт»

Самые несведущие люди, когда их спрашивают об институтах общества называют: горный, технический, классический, подразумевая под этим понятием высшее учебное заведение. На самом деле надо четко разграничивать смыслы этого слова.

В обществознании институт — это комплекс правил и норм, а также устойчивых форм жизни людей, который решает важнейшие социальные проблемы. А процесс его формирования — называется институционализацией.

К примеру, есть группа семья (например, семья Гавриловых) — то есть конкретные люди, объединенные родственными связями. А есть инстиут семья, который представляет собой комплекс норм (например, Семейный кодекс РФ), систему организацией опеки и попечительства, социальных педагогов и прочие организации, которые функционируют в поле действия института семьи. Понятное дело что функции семьи как группы и как института в чем-то схожи, а в чем-то различны.

Так, институт семьи как правило регулирует семейную жизнь: в Семейном кодексе РФ прописаны ключевые нормы взаимодействия родителей и детей, детей и стариков и пр. Не будь его, престарелые люди, матери и отцы-одиночки никак не были бы защищены, да и дети — тоже.

Тоже относится к религии. Многие, очень многие путают институт религии с церквями, мечетями или иными религиозными организациями. В то время как он также представляет собой комплекс норм и устойчивых форм жизни людей, в рамках которых и функционируют людские коллективы. Зачем нужен институт религии? Библия, Коран, Трипитака? Зачем эти освященные Богом, Аллахом или Буддой нормы? Какую пользу они приносят обществу? Я имею в виду реальную пользу, а не надуманную (типа «духовное развитие»). Попробуйте сами написать в комментариях!

Функции институтов

Во-первых, любой институт нужен для решения важных социальных проблем: семья — для воспитания детей и регулирования семейной жизни; институт финансов — для регулирования товарообмена между людьми, компаниями, государствами.

Во-вторых, они четко разграничивают статусы, а в них права и обязанности. Благодаря этому мы прекрасно понимаем что и от кого ожидать в конкретных обстоятельствах: что в школе, вузе институт образования налагает на учителя, преподавателя строго оговоренные обязанности и права, которыми он не должен злоупотреблять. 

В-третьих, этот элемент общества должен снижать издержки социального взаимодействия. А эти издержки неизбежно возникают. Например, я продаю вам свой автомобиль. Вы его хотите у меня купить. Но ведь я знаю больше о своем автомобиле, не так ли? Может, там засунешь руку под капот, а она у тебя вылезет из салона из-за того, что машина проржавела насквозь... Могу ли я вас обмануть? Легко! Поэтому Вы скорее всего покажете машину толковому специалисту, который покопается в машине, вы ему заплатите за труды, и он вам скажет, что в ней так, а что нет, стоит брать или нет.

Это и есть ваши издержки взаимодействия: вы тратите время, деньги, силы на то, чтобы устранить информационное неравенство между вами (покупателем) и мной (продавцом). Так вот если бы в России качественно работал институт права (организации по защите прав потребителей и пр.), то Вы бы не тратили деньги на этих сторонних специалистов, зная, что закон вас как покупателя защищает.Поэтому информационное неравенство — довольно жестская издержка социального взаимодействия.

Или, другой пример. Поступаете вы, к примеру, в университет на платное отделение. Вы заключаете договор с деканатом, или вузом о предоставлении вам услуги высшего образования. Кто лучше знает реальный уровень образования в этом вузе, на этом факультете: вы или его декан? Разумеется декан! Могут вас обмануть — заверить, что у них-то на факультете — все отлично, все получают первоклассное образование и профессию! Но так ли это? Как защитить себя? Об этом, кстати, мы говорим на наших курсах подготовки к ЕГЭ и поступления в вуз на бюджет.

Но если бы работал институт образования, если бы Рособрнадзор проверял не формальные аспекты жизни вуза, а реальное преподавание, тогда вы и ваши деньги были бы защищены. А какое тут может быть следствие: если вас обманут, вы заплатите деньги не за образование, не за навыки, а за картонку, которая без ваших навыков никому не нужна.

В-четвертых, эти элементы общества должны снижать уровень неопределенности социального взаимодействия. К примеру, приходите вы на урок — у вас новый учитель. Он знакомится со всеми, дает какое-то задание — а сам(а) уходит пить чай. Иногда вообще всех отпускает с урока. В результате у учащихся возникает несерьезное отношение к дисциплине. Они думают, что в конце концов, новый учитель итак поставит всем хорошие оценки. Бывает ли такое? Напишите в комментах!

Издержки социального взаимодействия налицо

Но, предположим, школа внезапно стала проходить аттестацию и этот учитель стал «закручивать гайки» — ставить всем двойки, реально жестко оценивать проверочные работы. Это и есть издержка. В начале своей работы учитель не обозначил конкретных критериев работы, оценивания достижений учащихся. В результате возникла неопределенность, которая была неправильно понята учащимися. Что и привело к массовым двойкам и тройкам в конце учебного года.

На этом разбор институтов можно завершить. Скажу сразу, что в этой теме множество нюансов, без освоения которых сдать экзамены на достойные баллы не получится. Поэтому рекомендую Вам свой видеокурс «Обществознание: ЕГЭ на 100 баллов».

С уважением, Андрей Пучков



Политика конфеденциальности Пользовательское соглашение

Комментарии

Один отзыв на Институт это краеугольный камень общества”

  1. Анна

    Здравствуйте! Мне понравилась Ваша статья, всё написано информативно, нет никакой лишней информации. Полностью согласна с Вами, без существования институтов, во многих сферах жизни творился бы хаос, что к добру не приводит. Хотелось бы наиболее подробнее изучить эту тему и хоть как-то помочь её развить... Расскажу о преподавателе дисциплины «Аналитическая химия». Были похожие ситуации, преподаватель знакомилась с учащимися, преподавала свою дисциплину, но с контролем эмоций у неё были проблемы, она всегда высказывала свои мысли о том, какие глупые студенты пошли; сама мечтала преподавать в школе, но на деле она была доцентом и преподавала в университете. Отличительная особенность: она могла разозлиться и уйти с пары, при этом больше на неё не возвращаясь. Естественно, что к ней относились неуважительно. Вот такая краткая и печальная история. А Вы сталкивались с подобными ситуациями?

    Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)