Методы познания объективной реальности

2017-01-06
Автор: Андрей Пучков
Методы познания объективной реальности
Методы познания объективной реальности

Познание — это вид деятельности, которая направлена на выявление истины. Важно понимать, что мир столь многообразен и изменчив, что какая-то часть знания о мире непрерывно и неизбежно устаревает. Однако это  это не просто так: сел и познал. Оно предполагает некие методы познания. Метод — это средство. С помощью чего осуществляется такая деятельность? Есть ли разница между выявлением истин в гуманитарных науках и в естественнонаучных? В этой статье как раз ответим на эти вопросы.

Общенаучные методы

Как мы только что выяснили методы познания — это набор конкретных средств выявления истин. Что представляет собой истина? Многие скажу: истина — это знание, совпадающее с действительностью — и будут правы. Однако истина складывается из фактов. В науке факт — это некое задокументированное или иным способом зафиксированное явление или событие.

Следовательно, познавательная деятельность направлена на выявление этих фактов. Вот какие они есть:

Наблюдение — это фиксация состояния объекта изучения по заранее оговоренным параметрам. То есть не просто — смотрю и записываю, а именно по заранее выявленным показателям: если мы наблюдаем за поведением человека, то фиксируем периоды активности и пассивности, когда человек проявляет те или иные реакции. Вот, кстати, подборка интересных экспериментов над поведением людей:

Эксперимент — тоже общенаучное средство. Он заключается в создании контролируемых условий, какой-то ситуации, которая может вскрыть пока неизвестные связи между явлениями, или состояния объекта. Эксперименты широко применяются в физике, химии. Вот прикольные эксперименты:

Сравнение (компаративный метод) — заключается в выявлении общих и особенных характерных черт, признаков изучаемых объектов. Сравнение широко применяется в истории, социологии, политологии, физике, химии и прочих науках.

Это все, как вы понимаете, были практические методы, которые сопутствует практической деятельности.

Есть еще теоретические средства познания, которые направлены на разработку теорий, объясняющих факты. Кстати, рекомендую ознакомиться с постом про формы научного познания, чтобы лучше вникнуть в тему.

Выдвижение гипотез — это пример теоретического познания. Гипотеза, это научное предположение, которое опирается на факты. К примеру, одной из проблем трудоустройства молодежи может быть малое применение практикоориентироанного образования в вузах. В самом деле: в вузе придется годами сидеть за партами в скучной аудитории. Редко какие вузы организуют действительно первоклассную практическую работу. В результате выпускники не могут трудоустроится, их приходится доучивать на рабочем месте.

Анализ — это выявление типичных черт изучаемого объекта или явления. На самом деле это - вершина научного познания. Большинство достижений научной мысли обязаны своим появлением анализу.

Среди аналитических методов выделяют:

Индуктивное рассуждение — это умозаключение от частных известных фактов в общим выводам — от частного к общему. Путем индукции были выведены множество научных законов. Разумеется, как правило это происходило путем озарения: множество известных ученому фактов разум его систематизировал и выявлял общие связи. Так была открыта периодическая таблица элементов Д. Менделеева, множество законов физики, химии, биологии и пр.

Археологи тоже пользуются этим при реконструкции жизни древних людей, их быта, культуры и пр.

Дедуктивное рассуждение — это умозаключение, доказательство, выведенное на основе законов логики и нескольких других утверждений (от общего к частному). Так, знаменитый Шерлок Холмс как раз использовал его при раскрытии преступлений. Мало кто знает, что Конан Дойл (в английском языке нет мягкой «л») списал героя своих произведений с реальной личности — врача, который по одному взгляду на больного определял, чем тот болеет. То есть на основании общего вида больного (цвет лица, вида ногтей и пр.) делались выводы о его здоровье. И как правило — общие выводы.

Синтез — это средство познания на основе объединения нескольких известных фактов, или положений в одно умозаключение или теорию.

Моделирование — это создание работающей концептуальной или иной модели реального изучаемого объекта. К примеру, нам нужно посмотреть, как будет себя вести кусок железа при воздействии на него разых сил: загружаем данные в компьютер — и вуаля — получаем модель. Моделирование вообще классная вещь, если мы не можем сделать эксперимент.

Кстати, когда работал над своим диссертационным исследованием по социологии: попытался разработать модель зависимостей стиля взаимодействия преподавателя и их последствий в ходе образовательного процесса. Получилось интересно, может как-нибудь поделюсь. Так, что ставьте лайки! )

Методы познания в других науках

В истории используются как сугубо исторические, так и междисциплинарные методы: генетический, историко-сравнительный, радиоуглеродный (определение времени создания вещей по распаду в них углерода), математическое моделирование и пр.

В социологии используется: социологический опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос), наблюдение (включенное, не включенное),  эксперимент (слепой, двойной слепой и пр.) и пр.

В биологии: микроскопия, центрифугирование, меченных атомов и пр.

Уверен, вы получили представление об этой теме. Ее можно обсудить в комментариях, а также делитесь этим материалом в социальных сетях!

С уважением, Андрей Пучков



Политика конфеденциальности Пользовательское соглашение

Комментарии

Отзывов (3) на Методы познания объективной реальности”

  1. Cветлана

    Спасибо большое! Понятно, интересно, содержательно.

    Ответить
  2. Наталья

    Спасибо. Лаконично, доступно, сопровождения актуальными примерами.

    Ответить
    • Андрей Пучков

      Пожалуйста, дальше будем стараться больше!

      Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)