Сословия: русское духовенство

2013-01-21
Автор: Андрей Пучков
Сословия: русское духовенство
Сословия: русское духовенство

Об-истории-духовенства

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по истории. Как вы помните, мы начали ряд постов по русским сословиям. Вот предыдущие посты:

Сословия: история крестьянства

Сословия: история дворянства в России

Оформите подписку на новые статьи сайта, чтобы не пропустить дальнейшие посты по теме «Сословия»!

Итак, история русского духовенства начинается собственно с крещения Руси Владимиром I Красное Солнышко (годы княжения 979 — 1015 гг.). Русская церковь пока не была автокефальной, то есть зависела от Византии. В частности константинопольский патриарх рукоположил (назначал) русского митрополита. И так получилось, что митрополит был высшим церковным лицом на Руси вплоть до 1589 года, когда, наконец русское духовенство получило своего патриарха — Иова.

Таким образом только с 1589 года, то есть со времени правления Федора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного) русская православная церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Ее самой, кстати, уже и не было, ведь ещё в 1453 году она была завоевана тюрками-сельджуками.

Начиная с XI века оплотами духовенства становятся монастыри: Киево-Печерский, Болдинский монастырь в Чернигове и пр. Именно в это время происходит такое первое разделение на черное и белое духовенство. Черное монашество принимало ряд обетов и посвящало свою жизнь служению Богу. Белое же духовенство заботилось о пастве. Белое духовенство это те же приходские священники, которые паству вразумляют и направляют.

[singlepic id=101 w=420 h=340 mode=watermark float=center]

В XI же веке возникает первая трудность: в 1051 году западная ветвь христианства отделилась от ортодоксального (православного) направления со всеми вытекающими последствиями: соперничество в христианском мире как догматическое, так и военное.

[singlepic id=102 w=420 h=340 mode=watermark float=center]

Однако собственно сословия духовенства пока ещё не существовало. Духовенство было социальной прослойкой. В чем разница? Сословия имеют свои права и обязанности и между ними отсутствует социальная мобильность, то есть перейти из сословия в сословие практически невозможно. Древняя Русь не была сословной.

Сословия начинают формироваться с XV/ XVI веков, когда завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Однако роль духовенства в жизни народа была крайне велика. Господствовал церковный брак, церковь была административным органом управления на местах, ведь в писцовых книгах, хранившихся при монастырях, были записаны данные о населении прихода.

К концу  XV столетия впервые встал вопрос о церковных богатствах и влиянии церкви на государственную власть, а не только на народ. Откуда оно взялось, это богатство? Русское духовенство собирало с населения средства от служб и иных услуг. Само собой, у монастырей были свои монастырские вотчины с жившими в них крестьянами. Таких крестьян называли монастырскими. Естественно, что за века монастыри, эти крупные хозяйственные центры, накопили большие богатства. И вот возникло две точки зрения на то, что с ним делать.

Первая точка зрения принадлежала Иосифу Волоцкому. Что, мол, церковь должна быть богатой. Вторая — Нилу Сорскому, что она должна быть бедной, аскетичной  и служить примером добродетели для паствы. Великий князь Иван III поддержал Иосифа Волоцкого, и пока русское духовенство не лишилось своих богатств. На самом деле речь шла и о том, чья власть выше Князя или Церкви. Но пока остро этот вопрос не стоял.

Ещё одна веха в развитии сословия духовенства — Стоглав 1551 года. О нем не буду много говорить, просто этот документ унифицировал (стандартизировал) жизнь сословие духовенства в соответствии с потребностями единого централизованного государства.

Следующая веха в развитии сословия духовенства — Соборное Уложение 1649 года и Церковный Раскол. Вот в это время уже и встал вопрос о власти, чья выше — царя или патриарха (Никона). Вопрос был решен в пользу светской власти. И в эпоху Петра I Великого уже формируется непосредственно сословие духовенства, которое имело обязанности и права. Эти права и обязанности были прописаны в творении незабвенного Феофана Прокоповича «Духовный регламент», который увидел свет в 1721 году. Согласно этому документу  в России учреждалась Духовная Коллегия, которая затем превратилась в Синод — высший орган управления церковью.

[singlepic id=103 w=320 h=240 mode=watermark float=center]

Патриаршество упразднялось. Отныне русскую православную церковь возглавлял обер-прокурор Синода — светское лицо, назначаемое императором! Таким образом светская власть окончательно подчинила себе власть церковную. И произошло это в правление Петра I Великого. Духовные с=лица стали слугами государства и обязаны были доносить на паству, если что нехорошее против власти замышляла.

Эдак, приходишь на исповедь и говоришь, что грех против власти замыслил, и всё — привет!  Однако были и другие веселости. Вот, например, цитата из «Духовного регламента»:

«О подаянии милостыни должно Коллегиум Духовное сочинить наставление; ибо в сем не мало погрешаем. Многие бездельники, при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостыни, и по миру ходят безстыдно; и иные же в богадельни вселяются посулами у старост, что есть богопротивное и всему отечеству вредное. Повелевает нам Бог от пота лица нашего, сиесть от промыслов праведных и различных трудов ясти хлеб, Бытия глава 3; и делати доброе не только для собственнаго препитания, но еще чтоб имели мы что подавать и требующим, сиесть убогим».

Источник: «Духовный Регламент»

То есть монахи-бездельники, вместо работы, побираются! Жесть! В таком положении, управляемое Синодом, русское духовенство дожило до февраля 1917 года. Само собой сословие духовенства уже размывалось. Однако в этот сословии, как ни в каких других, крайне сильны традиции. И конечно сын священника, как правило, шел по стопам своего отца.

От себя скажу, что конечно же цель данного поста не объять необъятное, а лишь структурировать Ваши знания по истории России. Возможно немного дополню его в ближайшее время. Ведь здесь и церковный раскол и Стоглав я лишь обозначил, но темы не раскрыл. Так что не пропустите, оформляйте подписку на новые статьи сайте EGE59.RU!

Zolotye-vorota-Vladimir

Выбери только один правильный ответ! Испытай свои знания на прочность!

Помни! Максимальный балл за тест 100 баллов, это отличный результат!

Успехов!

1. Что из перечисленного относится к последствиям принятия Русью христианства?
2. Назовите событие, произошедшее в годы княжения Ярослава Мудрого.
3. Прочтите отрывок из книги Н.М. Гальковского и укажите, как характеризуется описанная в нём ситуация в религиозных воз¬зрениях населения Древней Руси XI в. «И государство, и общество стремились устроить свою жизнь на христианских началах. Конечно, это не всегда удавалось... Духо¬венство стремилось сделать жизнь народа наиболее совершенной в религиозном отношении. Для этого прежде всего приходилось бо¬роться со старыми привычками и любовью народа к играм, пляскам, песням, против остатков язычества, выражавшихся в почитании ста¬рых богов, рода и рожаниц и т.д.... Оно не могло этого сделать».
4. Укажите произведение, автором которого является Нестор.Укажите произведение, автором которого является Нестор.
5. Создателями славянской азбуки являются
6. Какое из названных событий произошло позже других?
7. Распространение в Древней Руси храмов крестово-купольного типа стало следствием
8. Кто является автором «Слова о законе и благодати»?
9. Назовите имя князя, в годы правления которого в Киеве была построена Десятинная церковь.
10. Среди каких слоёв населения получила распространение гра¬мотность в Древней Руси?

C уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков



Комментарии

Отзывов (11) на Сословия: русское духовенство”

  1. Дмитрий

    Ещё можно добавить информацию о том, что первым русским митрополитом в 1051 году при поддержке Ярослава Мудрого стал Иларион.

    Ответить
    • LSSAH

      А как духовенство относилось к Русской правде Ярослава Мудрого?

      Ответить
  2. Dreammanhist

    Да! Но Вы уже добавили! 🙂

    Ответить
  3. Дмитрий

    Думаю, Иларион и Ярослав не против)))

    Ответить
  4. Dreammanhist

    Точно! :)))

    Ответить
  5. Александр

    Очень интересно))... Спасибо за столь интересную статью)

    Ответить
  6. Дмитрий

    Спасибо за статью!

    Ответить
  7. Ирина М.

    А вот что интересно было бы, если бы признали власть патриарха Никона выше власти царя? В те времена ведь религия имела очень большую силу?

    Ответить
    • Dreammanhist

      Россия бы стала теократическим государством... что вряд ли могло произойти, ведь правил всё-таки царь

      Ответить
  8. LSSAH

    годы княжения 979 — 1015. А Крещение произошло в 988 году. Где Крещение происходило самого Владимира? Говорят, что в Керчи.

    Ответить
    • Иван

      Знаток истории! Уважуха!

      Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)