Сословия: русское духовенство

2013-01-21
Автор: Андрей Пучков
Сословия: русское духовенство
Сословия: русское духовенство

Об-истории-духовенства

Здравствуйте, дорогие читатели сайта! Мы продолжаем подготовку к ЕГЭ по истории. Как вы помните, мы начали ряд постов по русским сословиям. Вот предыдущие посты:

Сословия: история крестьянства

Сословия: история дворянства в России

Оформите подписку на новые статьи сайта, чтобы не пропустить дальнейшие посты по теме «Сословия»!

Итак, история русского духовенства начинается собственно с крещения Руси Владимиром I Красное Солнышко (годы княжения 979 — 1015 гг.). Русская церковь пока не была автокефальной, то есть зависела от Византии. В частности константинопольский патриарх рукоположил (назначал) русского митрополита. И так получилось, что митрополит был высшим церковным лицом на Руси вплоть до 1589 года, когда, наконец русское духовенство получило своего патриарха — Иова.

Таким образом только с 1589 года, то есть со времени правления Федора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного) русская православная церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Ее самой, кстати, уже и не было, ведь ещё в 1453 году она была завоевана тюрками-сельджуками.

Начиная с XI века оплотами духовенства становятся монастыри: Киево-Печерский, Болдинский монастырь в Чернигове и пр. Именно в это время происходит такое первое разделение на черное и белое духовенство. Черное монашество принимало ряд обетов и посвящало свою жизнь служению Богу. Белое же духовенство заботилось о пастве. Белое духовенство это те же приходские священники, которые паству вразумляют и направляют.

[singlepic id=101 w=420 h=340 mode=watermark float=center]

В XI же веке возникает первая трудность: в 1051 году западная ветвь христианства отделилась от ортодоксального (православного) направления со всеми вытекающими последствиями: соперничество в христианском мире как догматическое, так и военное.

[singlepic id=102 w=420 h=340 mode=watermark float=center]

Однако собственно сословия духовенства пока ещё не существовало. Духовенство было социальной прослойкой. В чем разница? Сословия имеют свои права и обязанности и между ними отсутствует социальная мобильность, то есть перейти из сословия в сословие практически невозможно. Древняя Русь не была сословной.

Сословия начинают формироваться с XV/ XVI веков, когда завершается процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Однако роль духовенства в жизни народа была крайне велика. Господствовал церковный брак, церковь была административным органом управления на местах, ведь в писцовых книгах, хранившихся при монастырях, были записаны данные о населении прихода.

К концу  XV столетия впервые встал вопрос о церковных богатствах и влиянии церкви на государственную власть, а не только на народ. Откуда оно взялось, это богатство? Русское духовенство собирало с населения средства от служб и иных услуг. Само собой, у монастырей были свои монастырские вотчины с жившими в них крестьянами. Таких крестьян называли монастырскими. Естественно, что за века монастыри, эти крупные хозяйственные центры, накопили большие богатства. И вот возникло две точки зрения на то, что с ним делать.

Первая точка зрения принадлежала Иосифу Волоцкому. Что, мол, церковь должна быть богатой. Вторая — Нилу Сорскому, что она должна быть бедной, аскетичной  и служить примером добродетели для паствы. Великий князь Иван III поддержал Иосифа Волоцкого, и пока русское духовенство не лишилось своих богатств. На самом деле речь шла и о том, чья власть выше Князя или Церкви. Но пока остро этот вопрос не стоял.

Ещё одна веха в развитии сословия духовенства — Стоглав 1551 года. О нем не буду много говорить, просто этот документ унифицировал (стандартизировал) жизнь сословие духовенства в соответствии с потребностями единого централизованного государства.

Следующая веха в развитии сословия духовенства — Соборное Уложение 1649 года и Церковный Раскол. Вот в это время уже и встал вопрос о власти, чья выше — царя или патриарха (Никона). Вопрос был решен в пользу светской власти. И в эпоху Петра I Великого уже формируется непосредственно сословие духовенства, которое имело обязанности и права. Эти права и обязанности были прописаны в творении незабвенного Феофана Прокоповича «Духовный регламент», который увидел свет в 1721 году. Согласно этому документу  в России учреждалась Духовная Коллегия, которая затем превратилась в Синод — высший орган управления церковью.

[singlepic id=103 w=320 h=240 mode=watermark float=center]

Патриаршество упразднялось. Отныне русскую православную церковь возглавлял обер-прокурор Синода — светское лицо, назначаемое императором! Таким образом светская власть окончательно подчинила себе власть церковную. И произошло это в правление Петра I Великого. Духовные с=лица стали слугами государства и обязаны были доносить на паству, если что нехорошее против власти замышляла.

Эдак, приходишь на исповедь и говоришь, что грех против власти замыслил, и всё — привет!  Однако были и другие веселости. Вот, например, цитата из «Духовного регламента»:

«О подаянии милостыни должно Коллегиум Духовное сочинить наставление; ибо в сем не мало погрешаем. Многие бездельники, при совершенном здравии, за леность свою пускаются на прошение милостыни, и по миру ходят безстыдно; и иные же в богадельни вселяются посулами у старост, что есть богопротивное и всему отечеству вредное. Повелевает нам Бог от пота лица нашего, сиесть от промыслов праведных и различных трудов ясти хлеб, Бытия глава 3; и делати доброе не только для собственнаго препитания, но еще чтоб имели мы что подавать и требующим, сиесть убогим».

Источник: «Духовный Регламент»

То есть монахи-бездельники, вместо работы, побираются! Жесть! В таком положении, управляемое Синодом, русское духовенство дожило до февраля 1917 года. Само собой сословие духовенства уже размывалось. Однако в этот сословии, как ни в каких других, крайне сильны традиции. И конечно сын священника, как правило, шел по стопам своего отца.

От себя скажу, что конечно же цель данного поста не объять необъятное, а лишь структурировать Ваши знания по истории России. Возможно немного дополню его в ближайшее время. Ведь здесь и церковный раскол и Стоглав я лишь обозначил, но темы не раскрыл. Так что не пропустите, оформляйте подписку на новые статьи сайте EGE59.RU!

Zolotye-vorota-Vladimir

Выбери только один правильный ответ! Испытай свои знания на прочность!

Помни! Максимальный балл за тест 100 баллов, это отличный результат!

Успехов!

1. Назовите имя князя, в годы правления которого в Киеве была построена Десятинная церковь.
2. Какое из названных событий произошло позже других?
3. Распространение в Древней Руси храмов крестово-купольного типа стало следствием
4. Что из перечисленного относится к последствиям принятия Русью христианства?
5. Создателями славянской азбуки являются
6. Прочтите отрывок из книги Н.М. Гальковского и укажите, как характеризуется описанная в нём ситуация в религиозных воз¬зрениях населения Древней Руси XI в. «И государство, и общество стремились устроить свою жизнь на христианских началах. Конечно, это не всегда удавалось... Духо¬венство стремилось сделать жизнь народа наиболее совершенной в религиозном отношении. Для этого прежде всего приходилось бо¬роться со старыми привычками и любовью народа к играм, пляскам, песням, против остатков язычества, выражавшихся в почитании ста¬рых богов, рода и рожаниц и т.д.... Оно не могло этого сделать».
7. Назовите событие, произошедшее в годы княжения Ярослава Мудрого.
8. Укажите произведение, автором которого является Нестор.Укажите произведение, автором которого является Нестор.
9. Среди каких слоёв населения получила распространение гра¬мотность в Древней Руси?
10. Кто является автором «Слова о законе и благодати»?

C уважением, Андрей (Dreammanhist) Пучков



Комментарии

Отзывов (11) на Сословия: русское духовенство”

  1. Дмитрий

    Ещё можно добавить информацию о том, что первым русским митрополитом в 1051 году при поддержке Ярослава Мудрого стал Иларион.

    Ответить
    • LSSAH

      А как духовенство относилось к Русской правде Ярослава Мудрого?

      Ответить
  2. Dreammanhist

    Да! Но Вы уже добавили! 🙂

    Ответить
  3. Дмитрий

    Думаю, Иларион и Ярослав не против)))

    Ответить
  4. Dreammanhist

    Точно! :)))

    Ответить
  5. Александр

    Очень интересно))... Спасибо за столь интересную статью)

    Ответить
  6. Дмитрий

    Спасибо за статью!

    Ответить
  7. Ирина М.

    А вот что интересно было бы, если бы признали власть патриарха Никона выше власти царя? В те времена ведь религия имела очень большую силу?

    Ответить
    • Dreammanhist

      Россия бы стала теократическим государством... что вряд ли могло произойти, ведь правил всё-таки царь

      Ответить
  8. LSSAH

    годы княжения 979 — 1015. А Крещение произошло в 988 году. Где Крещение происходило самого Владимира? Говорят, что в Керчи.

    Ответить
    • Иван

      Знаток истории! Уважуха!

      Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)