Всем привет! На связи Андрей Пучков, специалист по истории, кандидат наук, эксперт по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.
История — это не самый простой предмет среди, тех, которые выбирают выпускники. Так в 2025 году экзамен ЕГЭ по истории выбрали 12,1 % ребят. А средний балл откатился к 2021 году и составил 55,4 из 100. Средний же балл, включающий также результаты резервных дней и пересдачи – 55,9 из 100. Также количество стобалльников по истории уменьшилось на 20 %.
Вместе с этим доверие экспертам, оценивающим экзаменационную работу выпускника — высокое. Так 83 % опрошенных ребят отметили, что их работы эксперты оценили весьма справедливо и скорее справедливо.
Таким образом, винить в будущем провале, как и в будущем успехе на экзамене нужно себя и только себя.
Что же главное в подготовке к экзамену? Как подготовиться к нему на действительно максимальные баллы?
Секрет успеха
Конечно, вы скажете, что секрет в том, чтобы постоянно учить материал и нарабатывать навыки решения экзаменационных заданий ЕГЭ. И вы будете абсолютно правы. Однако я дополню ваш ответ.
Надо отлично знать материал, ориентироваться в нем как рыба в воде, и успешно решать, как первую часть экзаменационной работы, так и особенно — вторую часть, в которой содержатся задания с открытым ответом.
Федеральный институт педагогических измерений выпустил аналитический отчет по итогам 2025 года. Согласно ему, вот что проверят вторая часть экзаменационной работы:
- Задания 13 и 14 представляли собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагали проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации).
- Задания 15 и 16 представляли собой комплекс заданий, связанных с анализом изображений (требовалось сделать вывод на основе анализа изображения,
сформулировать объяснение сделанного вывода, на основе знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним факт). - Задание 17 было посвящено Великой Отечественной войне. В задании требовалось проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод
о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия. - Задание 18 было нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи.
- Задание 19 было нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте.
- Задание 20 проверяло умение сравнивать исторические события, процессы, явления.
- Задание 21 проверяло умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.
Как видите вторая часть экзаменационной работы требует от выпускника углубленного знания предмета, уметь пользоваться этими знаниями. И кажется, что вы можете взять учебник по истории, или кучу пособий — и спокойно всё выучить!..
Вот только на экзамене выяснится, что учили вы совсем не то!
Вы ведь и сами видите, что средний балл ЕГЭ по истории падает, а в прошлом году ребята, которые готовились даже больше года — не смогли получить свои справедливые баллы. Почему же так?
Вы готовитесь к ЕГЭ по истории первый год. А я, автор этой статьи, готовлю к ЕГЭ с 2008 года. Каждый год через меня проходят сотни ребят, каждый год, они сдают экзамен на максимальный балл. Причина в том, что я просто знаю, что очень любит спрашивать экзаменационная работа ЕГЭ. Я знаю, какие конкретно факты спросит с Вас экзамен в 2026 году.
Да, вы можете найти эти факты в учебнике, но вы даже при всем желании не обратите на эти факты внимания. Вы же не специалист с многолетним стажем. А я специалист.
И фишка заключается в том, что учить надо не всё, а только то, что спрашивает реальная экзаменационная работа ЕГЭ по истории каждый год!
Что надо знать и чем владеть для экзамена
Вы поймите, что в Интернете, в учебнике, в известных группах вы найдете лишь одно — гору информации. Гору исторических фактов, персоналий, войн, реформ и прочих событий.
В Интернете масса бесплатных сборников фактов — начиная от пособий и заканчивая творениями коллег, которые создают такие большие сборники фактов. Однако для рядового ученика все — это просто еще одна гора знаний, которую нужно впихнуть в голову. А инструмента для этого нет!
У вас нет конвейера, чтобы все эти факты запомнить, нет экскаватора, чтобы все эти факты выучить!
Ведь сами по себе факты изучать бессмысленно — они забываются.
Важно учить факты в связи с другими фактами. Важны как сами факты, так и связи между ними. А связи это процессы и явления, а также причинно-следственные связи.
Из аналитического обзора ФИПИ вполне понятно, что надо учить:
- Надо учить исторические события, процессы, явления,
- причинно-следственные связи
- соответствующие термины
- И уметь всё это выделять из источников.
И ведь именно на заданиях, которые это всё проверяют (с 18 по 21) ребята и «сыпятся». Потому что вы ведь учите только события (факты) и думаете всё это запомнить? Так посмотрите на успехи ребят прошлого года, чего добились они? Вы ведь СЕЙЧАС идёте по этой же узенькой дорожке, которая приведет вас к провалу на реальном экзамене. А оно Вам надо?
Шпаргалки по истории
Шпаргалка — это очень мощный инструмент для подготовки к экзамену. Да-да, вы не ослышались. Только я вкладываю в это слово еще один смысл.
Я приготовил шпаргалку для подготовки к экзамену.
В отличие от всех сборников фактов и заданий (а из я пересмотрел немало) я расписал именно то, что спрашивает экзаменационная работа ЕГЭ:
- Исторические события, на которые очень любит делать акцент экзаменационная работа ЕГЭ по истории.
- Исторические процессы.
- Исторические явления.
- Причинно-следственные связи.
- Термины.
- А также то, что часто путают ребята.
Вот кое-какие выдержки из моих шпаргалок, чтобы не быть голословным:
Пример исторического события из шпаргалок:
Восстания в Киеве 1103, 1113 годах
Причины: Святополк II Изяславович в ходе своего правления практиковал дачу денег в долг под ростовщические (большие) проценты. В результате многие киевляне продавали себя в кабальное холопство, чтобы справиться с финансовой нагрузкой.
Ход событий: киевляне восставали два раза. В 1103 и 1113 году. В 1113 году Святополк II Изяславович умер. Вследствие этого киевляне восстали во второй раз и пригласили на Киевский стол Владимира Мономаха
Последствия: Владимир Мономах княжил в Киеве в 1113 по 1125 годы. При нём и его сыне Мстиславе Великом (годы княжения 1125 – 1132) Русь сохраняла своё единство. Которое рассыпалось после смерти этих двух великих князей.
Внимание: Вы ведь наверняка читали про это событие. Но не придали ему значение. А в тестах ЕГЭ его очень любят спрашивать, так как оно ведет к вокняжению Владимира Мономаха в Киеве, который правил там до 1125 года, поддерживая единство русской земли! И заметьте, я не просто его назвал, как это сделали бы другие коллеги (если бы знали, что его любят спрашивать на экзамене). Я расписал его по причинам, ходу событий и последствиям. То есть вы сразу получаете те самые причнно-следственные связи. И учитесь их видеть сразу при изучении материала!
Пример исторического процесса:
Процесс закрепощения крестьян
Предпосылки:
Географические особенности расположения Московского государства:
- Обширные территории и суровый климат
- Малоплодородные земли, низкая урожайность.
- Малочисленное население.
Как следствие: постоянный дефицит государственного бюджета
Ход событий:
- 1497 год – принятие Судебника Ивана Третьего, в котором вводится ограничение на переход крестьян только в Юрьев день осенний (за нелелю до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября) )
- 1580-е годы – введение заповедных лет, когда нельзя было перейти от барина к барину даже в Юрьев день.
- 1597 год – введение урочных лет, пятилетнего сыска беглых крестьян, если они убежали, не уплатив пожилое.
- 1649 год – по Соборному уложение введение бессрочного сыска беглых крестьян, начат процесс уравнения вотчин и поместий. Формирование крепостного права.
Последствия:
- Формирование крепостнической экономики, основанной на труде крепостных крестьян.
- Крайне замедленное развитие капитализма. Ведь для капитализма нужна свобода земли, свобода капиталов, свобода предпринимательства, свободный рынок труда и пр. В России все эти факторы капитала были скованы крепостным правом.
Пример исторического явления
Дворцовые перевороты
Причины:
Возник вопрос о власти после смерти Петра Великого вследствие того, что монарх не назначил себе преемника. (В 1722 году Петр Великий издал Указ о престолонаследии, согласно которому монарх сам выбирал себе преемника)
Повод: Смерть Петра Великого.
Характерные черты исторического явления:
- Фаворитизм — императоры и императрицы часто правили через своих ставленников — фаворитов.
- Вмешательство гвардии в политику: армия становится политической силой и влияет на государственные перевороты.
- Частая смена правителей.
- Расширение прав и привилегий дворянства: каждый правитель стремился расширить права и привилегии дворянства, так как оно было опорой самодержавной императорской власти.
- Апелляция к личности Петра Великого: каждый новый император стремился подчеркнуть преемственность с политикой Петра.
Ход событий: правления Екатерины Первой (1725 — 1727), Петра Второго (1725 — 1730), Анны Иоанновны (1730 — 1740), Анны Леопольдовны и Ивана Антоновича (1740 — 1741), Елизаветы Петровны (1741 — 1761), Петра Третьего (1761 — 1762), Екатерины Второй (1762 — 1796).
Последствия:
- Русская династия Романовых онемечилась: стала иметь немецкие корни после воцарения Екатерины Второй.
- Укрепление абсолютизма.
- Рост прав и привилегий дворянства.
- Умаление прав крестьянства, что вылилось в новые крестьянские бунты.
Термины и что путают ребята тоже есть в наличии!
Посмотрите на скриншот файла. Вас ждет 17 страниц именно тех моментов, которые действительно любит спрашивать экзаменационная работа ЕГЭ!
Кому и зачем нужны шпаргалки по истории
- Ребятам, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2026 и хотят сдать экзамен на максимальный балл. В файле они найдут именно те моменты, на который стоит особенный акцент при изучении материала, при его заучивании, а также при его повторении.
- Репетиторам. Коллеги, вы сможете иметь в телефоне постоянную шпаргалку — что не забыть сказать ученику, на что сделать акцент при проведении занятий, чтобы «подсветить» материал.
- Учителям. Коллеги, вы получите шпаргалку для уроков, чтобы ученики лучше знали и понимали историю, на случай если кто-нибудь захочет сдавать ЕГЭ по истории.
Подытожим!
Вы получаете доступ к файлу, в котором расписаны:
- Исторические события, на которые очень любит делать акцент экзаменационная работа ЕГЭ по истории.
- Исторические процессы.
- Исторические явления.
- Причинно-следственные связи.
- Термины.
- А также то, что часто путают ребята.
Всё, что я описал в шпаргалках надо не просто выучить. Это надо понять и постоянно ориентироваться на эти вещи как при повторении выученного материала, так и при решении заданий ЕГЭ по истории.
Но и это еще не всё!
ВНИМАНИЕ! Только в стартовую акцию я включил бонусом (то есть отдаю бесплатно!) Комплект всех наших материалов по истории, который стоит 10 000 рублей! Пруфы тут=>>
Обычная стоимость комплекта шпаргалок по каждому периоду истории России: 3000 рублей
Шпаргалки по истории
Период Древность и Средневековье
(Сразу после оплаты Вам на e-mail придет ссылка доступа к онлайн-папке, в которой содержаться все материалы. Из нее можно удобно их скачивать. Доступ к этой папке предоставляется навсегда. Зайти в нее можно с любого устройства)
9000 ₽
Часто задаваемые вопросы:
Вопрос: У Вас представлен только период Древности и Средневековья. А будут ли представлены в таком же формате остальные периоды?
Ответ: Да, будут!
Вопрос: актуальны ли материалы для ЕГЭ по истории 2026?
Ответ: да, полностью актуальны. Для подготовки к ЕГЭ по истории 2026 нужно виртуозно владеть теорией. И с помощью шпаргалок ребята как раз могут эту теорию подтянуть до нужного уровня. Ведь акцент в них сделан именно на те моменты, которые и проверяет экзамен!
Вопрос: не могу оплатить материалы
Ответ: самая распространенная ошибка в том, что если вы уже оплачивали любые наши продукты, то надо Вам авторизоваться в нашем Сервисе платных продуктов: https://kursy.ege59.ru/wpm/start/
Если Вы забыли пароль, кликните на ссылку «Забыли пароль», введите Ваш email, и восстановите пароль. После этого зайдите в Ваш аккаунт, в котором отобразятся купленные Вами ранее продукты и Вы сможете оплатить новый, вернувшись сюда
Все показано на скриншоте:
Вопрос: что делать, если письмо с доступами сразу не пришло?
Ответ: посмотрите в папке СПАМ в Вашем электронном почтовом ящике. Оно наверняка там. Если там нет, напишите мне на email: puchkovaa@gmail.com Мы быстро и оперативно отправим продублируем Вам купленные материалы!
Вопрос: как оплатить?
Ответ. Кликаете по кнопочке «Приобрести сейчас», которая расположена выше. Вас перебросит на форму заказа. Вводите Ваши актуальные данные: Имя и E-mail (он должен быть действующим, на него придет письмо с материалами). Нажимаете «Продолжить».
Далее все интуитивно понятно — Вас перебросит на подтверждение платежа.
и далее надо выбрать способ оплаты.
Вопрос: на какой срок предоставляются материалы.
Ответ: на 12 месяцев (на 1 календарный год). Плюс онлайн-папка обновляемая.
Как оплатить?
Кликаете по кнопочке выше «Приобрести сейчас». Вас перебросит на форму оплаты. Вводите Ваше имя и работающий e-mail! Далее всё понятно интуитивно! Способов оплата у нас масса: и пластиковой картой VISA/Mastercard, и Яндекс-деньги, и Сбербанк-онлайн и пр.
Скриншоты, как оплатить материалы (на примере другого продукта!):

Подтверждаете платеж у Вашего банка

Вас сразу перебросит на купленные материалы. Они открываются по голубым ссылкам

















Готовился по учебнику весь предыдущий год, с 10-класса. Сейчасс в 11-м. — знал даты, но на пробнике всё равно провалил задания 21, 22 и 23. В этих шпаргалках впервые увидел причинно-следственные связи: почему раздробленность началась, почему ослаб Киев, почему Москва смогла подняться. Всё разложено: предпосылки → причины → ход событий → последствия. В учебниках этого просто нет! После ознакомления с этими материалами наконец-то начал понимать историю как систему, а не как просто набор фактов! Спасибо автору!
На ЕГЭ требуют знание исторических процессов и явлений (например: “образование государства у славян”, “татаро-монгольское иго”, “агрессия крестоносцев”) — а в учебниках просто перечислены даты и князья. Здесь же каждое явление разобрано шаг за шагом: в файле есть причины, ход, последствия, ключевые персонажи. Например, “Раздробленность Руси” расписана так, что становится понятно, как всё взаимосвязано Комплект шпаргалок вывел мою подготовку на новый уровень .Это уже не зубрёжка, а понимание логики! Респект Андрею Александровичу!
Шпаргалки закрывают то, чего НЕТ ни в одном учебнике: все события, которые любит спрашивать ЕГЭ, но которые обычно вылетают из головы. Например: польско-русская война Владимира Святого, Неврюева рать, Дюденева рать, битва на Шелони, свадьба Ивана III и Софьи Палеолог….
Эти мелкие, но обязательные факты всегда становятся неожиданными “ловушками” на экзамене. Здесь они собраны в одном месте и отмечены как часто проверяемые.
Что меня поразило — шпаргалки учат думать как проверяющий ЕГЭ. Для каждого процесса есть структура: предпосылки → причины → ход → последствия. Благодаря этому я впервые смог сам написать открытые ответы по заданиям второй части. Когда понимаешь логику, ЕГЭ перестаёт быть лотереей. В отличие от учебников, которые просто заставляют читать параграфы, здесь всё написано в форме готовых аргументов для второй части теста ЕГЭ. Огромная благодарность автору!
Ребёнок сдаёт историю в этом году. Эти шпаргалки — спасение! В обычных учебниках вода, а тут всё по делу: даты, причины, термины, даже краткие готовые формулировки для мини-сочинения. За вечер усвоил больше, чем за месяц школьных уроков. Считаю покупку лучшим вложением в спокойствие перед экзаменом!