Шпаргалки для ЕГЭ по истории

2025-11-08
Автор: Андрей Пучков
Шпаргалки для ЕГЭ по истории
Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Всем привет! На связи Андрей Пучков, специалист по истории, кандидат наук, эксперт по подготовке к ЕГЭ по истории и обществознанию.

История — это не самый простой предмет среди, тех, которые выбирают выпускники. Так в 2025 году экзамен ЕГЭ по истории выбрали 12,1 % ребят. А средний балл откатился к 2021 году и составил  55,4 из 100. Средний же балл, включающий также результаты резервных дней и пересдачи – 55,9 из 100. Также количество стобалльников по истории уменьшилось на 20 %.

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Вместе с этим доверие экспертам, оценивающим экзаменационную работу выпускника — высокое. Так 83 % опрошенных ребят отметили, что их работы эксперты оценили весьма справедливо и скорее справедливо.

Таким образом, винить в будущем провале, как и в будущем успехе на экзамене нужно себя и только себя.

Что же главное в подготовке к экзамену? Как подготовиться к нему на действительно максимальные баллы?

Секрет успеха

Конечно, вы скажете, что секрет в том, чтобы постоянно учить материал и нарабатывать навыки решения экзаменационных заданий ЕГЭ. И вы будете абсолютно правы. Однако я дополню ваш ответ.

Надо отлично знать материал, ориентироваться в нем как рыба в воде, и успешно решать, как первую часть экзаменационной работы, так и особенно — вторую часть, в которой содержатся задания с открытым ответом.

Федеральный институт педагогических измерений выпустил аналитический отчет по итогам 2025 года. Согласно ему, вот что проверят вторая часть экзаменационной работы:

        • Задания 13 и 14 представляли собой комплекс заданий, связанных с анализом письменного исторического источника (предполагали проведение атрибуции источника, привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, извлечение информации).
        • Задания 15 и 16 представляли собой комплекс заданий, связанных с анализом изображений (требовалось сделать вывод на основе анализа изображения,
          сформулировать объяснение сделанного вывода, на основе знаний по истории культуры выбрать изображение и указать связанный с ним факт).
        • Задание 17 было посвящено Великой Отечественной войне. В задании требовалось проанализировать два исторических источника, на основе анализа сделать вывод
          о событии, которому они посвящены, а также извлечь информацию из источников на основе заданного критерия.
        • Задание 18 было нацелено на проверку умения устанавливать причинно-следственные связи.
        • Задание 19 было нацелено на проверку знания исторических понятий и умения использовать соответствующие термины в историческом контексте.
        • Задание 20 проверяло умение сравнивать исторические события, процессы, явления.
        • Задание 21 проверяло умение формулировать аргументы для данной в задании точки зрения.

Источник

Как видите вторая часть экзаменационной работы требует от выпускника углубленного знания предмета, уметь пользоваться этими знаниями. И кажется, что вы можете взять учебник по истории, или кучу пособий — и спокойно всё выучить!..

Вот только на экзамене выяснится, что учили вы совсем не то! 

Вы ведь и сами видите, что средний балл ЕГЭ по истории падает, а в прошлом году ребята, которые готовились даже больше года — не смогли получить свои справедливые баллы. Почему же так?

Вы готовитесь к ЕГЭ по истории первый год. А я, автор этой статьи, готовлю к ЕГЭ с 2008 года. Каждый год через меня проходят сотни ребят, каждый год, они сдают экзамен на максимальный балл. Причина в том, что я просто знаю, что очень любит спрашивать экзаменационная работа ЕГЭ. Я знаю, какие конкретно факты спросит с Вас экзамен в 2026 году.

Да, вы можете найти эти факты в учебнике, но вы даже при всем желании не обратите на эти факты внимания. Вы же не специалист с многолетним стажем. А я специалист.

И фишка заключается в том, что учить надо не всё, а только то, что спрашивает реальная экзаменационная работа ЕГЭ по истории каждый год!

Что надо знать и чем владеть для экзамена

Вы поймите, что в Интернете, в учебнике, в известных группах вы найдете лишь одно — гору информации. Гору исторических фактов, персоналий, войн, реформ и прочих событий.

В Интернете масса бесплатных сборников фактов — начиная от пособий и заканчивая творениями коллег, которые создают такие большие сборники фактов. Однако для рядового ученика все — это просто еще одна гора знаний, которую нужно впихнуть в голову. А инструмента для этого нет!

У вас нет конвейера, чтобы все эти факты запомнить, нет экскаватора, чтобы все эти факты выучить!

Ведь  сами по себе факты изучать бессмысленно — они забываются.

Важно учить факты в связи с другими фактами. Важны как сами факты, так и связи между ними. А связи это процессы и явления, а также причинно-следственные связи.

Из аналитического обзора ФИПИ вполне понятно, что надо учить:

  • Надо учить исторические события, процессы, явления,
  • причинно-следственные связи
  • соответствующие термины
  • И уметь всё это выделять из источников.

И ведь именно на заданиях, которые это всё проверяют (с 18 по 21) ребята и «сыпятся». Потому что вы ведь учите только события (факты) и думаете всё это запомнить? Так посмотрите на успехи ребят прошлого года, чего добились они? Вы ведь СЕЙЧАС идёте по этой же узенькой дорожке, которая приведет вас к провалу на реальном экзамене. А оно Вам надо?

Шпаргалки по истории

Шпаргалка — это очень мощный инструмент для подготовки к экзамену. Да-да, вы не ослышались. Только я вкладываю в это слово еще один смысл.

Я приготовил шпаргалку для подготовки к экзамену.

В отличие от всех сборников фактов и заданий (а из я пересмотрел немало) я расписал именно то, что спрашивает экзаменационная работа ЕГЭ:

  • Исторические события, на которые очень любит делать акцент экзаменационная работа ЕГЭ по истории.
  • Исторические процессы.
  • Исторические явления.
  • Причинно-следственные связи.
  • Термины.
  • А также то, что часто путают ребята.

Вот кое-какие выдержки из моих шпаргалок, чтобы не быть голословным:

Пример исторического события из шпаргалок:

Восстания в Киеве 1103, 1113 годах

Причины: Святополк II Изяславович в ходе своего правления практиковал дачу денег в долг под ростовщические (большие) проценты. В результате многие киевляне продавали себя в кабальное холопство, чтобы справиться с финансовой нагрузкой.

Ход событий: киевляне восставали два раза. В 1103 и 1113 году. В 1113 году Святополк II Изяславович умер. Вследствие этого киевляне восстали во второй раз и пригласили на Киевский стол Владимира Мономаха

Последствия: Владимир Мономах княжил в Киеве в 1113 по 1125 годы. При нём и его сыне Мстиславе Великом (годы княжения 1125 – 1132) Русь сохраняла своё единство. Которое рассыпалось после смерти этих двух великих князей.

Внимание: Вы ведь наверняка читали про это событие. Но не придали ему значение. А в тестах ЕГЭ его очень любят спрашивать, так как оно ведет к вокняжению Владимира Мономаха в Киеве, который правил там до 1125 года, поддерживая единство русской земли! И заметьте, я не просто его назвал, как это сделали бы другие коллеги (если бы знали, что его любят спрашивать на экзамене). Я расписал его по причинам, ходу событий и последствиям. То есть вы сразу получаете те самые причнно-следственные связи. И учитесь их видеть сразу при изучении материала!

Пример исторического процесса:

Процесс закрепощения крестьян

Предпосылки:

Географические особенности расположения Московского государства:

  • Обширные территории и суровый климат
  • Малоплодородные земли, низкая урожайность.
  • Малочисленное население.

Как следствие: постоянный дефицит государственного бюджета

Ход событий:

  • 1497 год – принятие Судебника Ивана Третьего, в котором вводится ограничение на переход крестьян только в Юрьев день осенний (за нелелю до и после Юрьева дня осеннего (26 ноября) )
  • 1580-е годы – введение заповедных лет, когда нельзя было перейти от барина к барину даже в Юрьев день.
  • 1597 год – введение урочных лет, пятилетнего сыска беглых крестьян, если они убежали, не уплатив пожилое.
  • 1649 год – по Соборному уложение введение бессрочного сыска беглых крестьян, начат процесс уравнения вотчин и поместий. Формирование крепостного права.

Последствия:

  • Формирование крепостнической экономики, основанной на труде крепостных крестьян.
  • Крайне замедленное развитие капитализма. Ведь для капитализма нужна свобода земли, свобода капиталов, свобода предпринимательства, свободный рынок труда и пр. В России все эти факторы капитала были скованы крепостным правом.

Пример исторического явления

Дворцовые перевороты

Причины:

Возник вопрос о власти после смерти Петра Великого вследствие того, что монарх не назначил себе преемника. (В 1722 году Петр Великий издал Указ о престолонаследии, согласно которому монарх сам выбирал себе преемника)

Повод: Смерть Петра Великого.

Характерные черты исторического явления:

  • Фаворитизм — императоры и императрицы часто правили через своих ставленников — фаворитов.
  • Вмешательство гвардии в политику: армия становится политической силой и влияет на государственные перевороты.
  • Частая смена правителей.
  • Расширение прав и привилегий дворянства: каждый правитель стремился расширить права и привилегии дворянства, так как оно было опорой самодержавной императорской власти.
  • Апелляция к личности Петра Великого: каждый новый император стремился подчеркнуть преемственность с политикой Петра.

Ход событий: правления Екатерины Первой (1725 — 1727), Петра Второго (1725 — 1730), Анны Иоанновны (1730 — 1740), Анны Леопольдовны и Ивана Антоновича (1740 — 1741), Елизаветы Петровны (1741 — 1761), Петра Третьего (1761 — 1762), Екатерины Второй (1762 — 1796).

Последствия:

  • Русская династия Романовых онемечилась: стала иметь немецкие корни после воцарения Екатерины Второй.
  • Укрепление абсолютизма.
  • Рост прав и привилегий дворянства.
  • Умаление прав крестьянства, что вылилось в новые крестьянские бунты.

Термины и что путают ребята тоже есть в наличии!

Посмотрите на скриншот файла. Вас ждет 17 страниц именно тех моментов, которые действительно любит спрашивать экзаменационная работа ЕГЭ!

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Кому и зачем нужны шпаргалки по истории

  • Ребятам, которые готовятся к ЕГЭ по истории 2026 и хотят сдать экзамен на максимальный балл. В файле они найдут именно те моменты, на который стоит особенный акцент при изучении материала, при его заучивании, а также при его повторении.
  • Репетиторам. Коллеги, вы сможете иметь в телефоне постоянную шпаргалку — что не забыть сказать ученику, на что сделать акцент при проведении занятий, чтобы «подсветить» материал.
  • Учителям. Коллеги, вы получите шпаргалку для уроков, чтобы ученики лучше знали и понимали историю, на случай если кто-нибудь захочет сдавать ЕГЭ по истории.

Подытожим!

Вы получаете доступ к файлу, в котором расписаны:

  • Исторические события, на которые очень любит делать акцент экзаменационная работа ЕГЭ по истории.
  • Исторические процессы.
  • Исторические явления.
  • Причинно-следственные связи.
  • Термины.
  • А также то, что часто путают ребята.

Всё, что я описал в шпаргалках надо не просто выучить. Это надо понять и постоянно ориентироваться на эти вещи как при повторении выученного материала, так и при решении заданий ЕГЭ по истории.

Но и это еще не всё!

ВНИМАНИЕ! Только в стартовую акцию я включил бонусом (то есть отдаю бесплатно!) Комплект всех наших материалов по истории, который стоит 10 000 рублей! Пруфы тут=>>

Обычная стоимость комплекта шпаргалок  по каждому периоду истории России: 3000 рублей

 

Шпаргалки по истории

Период Древность и Средневековье

(Сразу после оплаты Вам на e-mail придет ссылка доступа к онлайн-папке, в которой содержаться все материалы. Из нее можно удобно их скачивать. Доступ к этой папке предоставляется навсегда. Зайти в нее можно с любого устройства)

9000 ₽

3000 ₽

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

 

Часто задаваемые вопросы: 

Вопрос: У Вас представлен только период Древности и Средневековья. А будут ли представлены в таком же формате остальные периоды?

Ответ:   Да, будут!

Вопрос: актуальны ли материалы для ЕГЭ по истории 2026?

Ответ: да, полностью актуальны. Для подготовки к ЕГЭ по истории 2026 нужно виртуозно владеть теорией. И с помощью шпаргалок ребята как раз могут эту теорию подтянуть до нужного уровня. Ведь акцент в них сделан именно на те моменты, которые и проверяет экзамен!

Вопрос: не могу оплатить материалы

Ответ: самая распространенная ошибка в том, что если вы  уже оплачивали любые наши продукты, то надо Вам авторизоваться в нашем Сервисе платных продуктов: https://kursy.ege59.ru/wpm/start/

Если Вы забыли пароль, кликните на ссылку «Забыли пароль», введите Ваш email, и восстановите пароль. После этого зайдите в Ваш аккаунт, в котором отобразятся купленные Вами ранее продукты и Вы сможете оплатить новый, вернувшись сюда

Все показано на скриншоте:

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Вопрос: что делать, если письмо с доступами сразу не пришло?

Ответ: посмотрите в папке СПАМ в Вашем электронном почтовом ящике. Оно наверняка там. Если там нет, напишите мне на email: puchkovaa@gmail.com  Мы быстро и оперативно отправим продублируем Вам купленные материалы!

Вопрос: как оплатить?

Ответ. Кликаете по кнопочке «Приобрести сейчас», которая расположена выше. Вас перебросит на форму заказа. Вводите Ваши актуальные данные: Имя и E-mail (он должен быть действующим, на него придет письмо с материалами).  Нажимаете «Продолжить».

Далее все интуитивно понятно — Вас перебросит на подтверждение платежа.

и далее надо выбрать способ оплаты.

Вопрос: на какой срок предоставляются материалы.

Ответ: на 12 месяцев (на 1 календарный год). Плюс онлайн-папка обновляемая. 

Как оплатить?

Кликаете по кнопочке выше «Приобрести сейчас». Вас перебросит на форму оплаты. Вводите Ваше имя и работающий e-mail! Далее всё понятно интуитивно! Способов оплата у нас масса: и пластиковой картой VISA/Mastercard, и Яндекс-деньги, и Сбербанк-онлайн и пр.

Скриншоты, как оплатить материалы (на примере другого продукта!):

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Подтверждаете платеж у Вашего банка

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Вас сразу перебросит на купленные материалы. Они открываются по голубым ссылкам

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Шпаргалки для ЕГЭ по истории

Поделиться в соц. сетях


Комментарии

5 комментариев на Шпаргалки для ЕГЭ по истории”

  1. Михаил Воронцов

    Готовился по учебнику весь предыдущий год, с 10-класса. Сейчасс в 11-м. — знал даты, но на пробнике всё равно провалил задания 21, 22 и 23. В этих шпаргалках впервые увидел причинно-следственные связи: почему раздробленность началась, почему ослаб Киев, почему Москва смогла подняться. Всё разложено: предпосылки → причины → ход событий → последствия. В учебниках этого просто нет! После ознакомления с этими материалами наконец-то начал понимать историю как систему, а не как просто набор фактов! Спасибо автору!

    Ответить
  2. LuckyGirl

    На ЕГЭ требуют знание исторических процессов и явлений (например: “образование государства у славян”, “татаро-монгольское иго”, “агрессия крестоносцев”) — а в учебниках просто перечислены даты и князья. Здесь же каждое явление разобрано шаг за шагом: в файле есть причины, ход, последствия, ключевые персонажи. Например, “Раздробленность Руси” расписана так, что становится понятно, как всё взаимосвязано Комплект шпаргалок вывел мою подготовку на новый уровень .Это уже не зубрёжка, а понимание логики! Респект Андрею Александровичу!

    Ответить
  3. Dan

    Шпаргалки закрывают то, чего НЕТ ни в одном учебнике: все события, которые любит спрашивать ЕГЭ, но которые обычно вылетают из головы. Например: польско-русская война Владимира Святого, Неврюева рать, Дюденева рать, битва на Шелони, свадьба Ивана III и Софьи Палеолог….
    Эти мелкие, но обязательные факты всегда становятся неожиданными “ловушками” на экзамене. Здесь они собраны в одном месте и отмечены как часто проверяемые.

    Ответить
  4. Захар

    Что меня поразило — шпаргалки учат думать как проверяющий ЕГЭ. Для каждого процесса есть структура: предпосылки → причины → ход → последствия. Благодаря этому я впервые смог сам написать открытые ответы по заданиям второй части. Когда понимаешь логику, ЕГЭ перестаёт быть лотереей. В отличие от учебников, которые просто заставляют читать параграфы, здесь всё написано в форме готовых аргументов для второй части теста ЕГЭ. Огромная благодарность автору!

    Ответить
  5. Юлия Анатольевна

    Ребёнок сдаёт историю в этом году. Эти шпаргалки — спасение! В обычных учебниках вода, а тут всё по делу: даты, причины, термины, даже краткие готовые формулировки для мини-сочинения. За вечер усвоил больше, чем за месяц школьных уроков. Считаю покупку лучшим вложением в спокойствие перед экзаменом!

    Ответить

Ваш отзыв

(Spamcheck Enabled)