Асоциальное поведение — это наиболее «невидимая» тема в ЕГЭ по обществознанию. Она особо нигде не встречается. Однако редко, но метко можно найти интересные задания в формате ЕГЭ, которые проверяют владение именно той информацией, которая изложена в этой статье.
Например, в одном блоке вопросов к тексту (по типу задания 24 экзаменационной работы), я нашел вот такое: «Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора».
Пример ответа на это задание вы найдете в конце этой статьи. А теперь, собственно, к теме!
Понятие асоциального поведения
Несмотря на распространенность употребления этого словосочетания, конкретного, прямо научного, четкого определения этого понятия нет. Дело в том, что асоциальное поведение всегда связано как с нормами данного общества, так и с личностью, ее характером, темпераментом, наклонностями, ценностями, которых она придерживается, индивидуальностью.
А как вы себе представляете норму личности? Существует ли сегодня в России какие-то устойчивые общественные представления, что значит быть нормальной личностью? Нет, конечно! Отсюда и сложность понимания этого понятия.
Как бы там ни было асоциальное поведение — это система поступков, не требующие административного воздействия и характеризующиеся несоблюдением социальных норм угрожающие благополучию межличностных отношений и препятствующие возможности саморазвития и самореализации в обществе.
Как правило, такое поведение характерно для подростков, у которых еще не сформировались ценности, либо существует какой-то барьер в их формировании. Примером такого барьера может быть социальное окружение. Если родители подростка, предположим, безработные пьяницы, живущие на пособие по безработице, а друзья этого подростка — уличные беспризорники, то понятно, что такой юноша будет иметь непреодолимые барьеры для преодоления своего асоциального поведения.
Кроме того, асоциальное поведение рассматривают как вид отклоняющегося поведения. Более подробно о девиации читайте здесь и здесь.
К другим причинам такого поведения можно отнести:
Безнадзорность подростков. Многие школьники после учебы, пока родители на работе, предоставлены сами себе. Они объединяются в небольшие группы. Как правило, в таких группах могут быть лидеры, инициирующие асоциальное поведение. К примеру, кто-то предложил не ходить на урок труда. А вместо этого пойти по пинать дворовых кошек или покидать камни в голубей.
С точки зрения административного права тут не будет никаких проступков. Ну да, у нас есть гражданское законодательство о причинении вреда животным. Но, как правило, это все касается чьих-то животных. И что-то я не слышал в последнее время, чтобы кто-то возмещал кому-то ущерб, причиненный его животному.
Плюс административные нормы не запрещают прогуливать уроки. Это ответственность родителей, функция семьи, если угодно. В Испании, к примеру, если ребенок в школу не пришел пару раз, то родителей лишают родительских прав. Круто? Как считаете? Напишите в комментариях!
Дурная компания. Подростки — очень специфические люди. Им нужно с кем-то общаться. При этом не важно с кем. Главное, чтобы их понимали. Вот родители — не понимают. Значит можно общаться с Коляном, который пятерку уже отсидел и отлично понимает, что тебе хочется. Вокруг Коляна вертятся такие же черти, которые постепенно подначивают подростка от дурных слов переходить к дурным действиям и понеслось!
Неудовлетворительная работа социальных служб. Общеизвестно, что социальные службы горазды лишать родительских прав обычных граждан. Да, у которых есть проблемы, но они стараются хоть что-то сделать для своих детей. А к семьям, в которых живут откровенно дегенераты, — социальные службы не суются. Да и беспризорниками в России никто не занимается. Ну то есть службы есть, деньги выделили, на бумаге отчитались, а фактически в стране 8 миллионов беспризорников только по официальным данным.
Отсутствие четкой позиции общества по вопросам морали и нравственности. Фактическое отсутствие осуждения. Вот, к примеру. Еду я в маршрутке. Молодые люди примерно от 18 до 21 громко общаются. Мне они не мешают, я в наушниках — слушаю свою аудиокнигу.
Тут же едут какие-то две престарелые дамы. Одна из них под конец поездки делает молодым людям замечание: мол, говорите тише — не одни едете. А один из молодых людей бросает ей: «Да пошла ты нах@й!». Ну понятно, что дама пригрозила полицией. А что сделает полиция? Понятно, что если бы это все заснять на телефон и выложить в Интернете, чтобы на поведение своего ребенка посмотрели его родители, а также может быть его однокурсники…. Но кто ж знал, что он такое отмочит? А что должен был сделать я? Наорать? Вступиться за даму? Напишите в комментариях Ваше мнение!
Существуют и другие причины, которые не уместились в формат этой статьи.
Примеры
Примерами асоциального поведения являются.
- Дромомания — это когда человек хочет постоянно куда-то ехать, постоянно менять место жительства, место пребывания. Как правило, такие дети начинают просто сбегать из дома.
- Гедонизм — постоянное стремление к чрезмерно веселому времяпрепровождению.
- Азартные игры — когда человек постоянно хочет играть, играет на деньги в карты, в лотереи, в любые игры на ставки, залезает в долги и не может из них выйти.
- Сквернословие. Тут понятно, что человек постоянно общается матом. Пример вот я привел выше.
- Курение, алкоголизм. Тут все итак понятно.
- Сексуальные отклонения. Например, такой человек постоянно меняет партнеров, развращает людей вокруг себя, призывает к нарушению моральных обязательств.
- Лживые поступки. Тут понятно: человек постоянно лжет. Можно, кстати, рекомендовать к просмотру старый добрый советский фильм «Неисправимый лгун»
В заключение сдержу слово, как, впрочем и всегда, и дам пример ответа на вопрос 24 к текстовому заданию ЕГЭ по обществу: Автор утверждает, что социальные пороки являются неотъемлемым элементом культуры общества. Приведите три собственных суждения, подтверждающих или опровергающих позицию автора
Тут из чего надо исходить-то? Из того, что культура — это система духовных и материальных ценностей. А значит, чтобы подтвердить позицию автора, надо доказать, что социальные пороки имеют ценности. Чтобы опровергнуть — надо доказать, что они не имеют культурных ценностей.
Вроде бы все просто, но на самом деле 100 % ребят у меня на курсах подготовки допускают ошибки при выполнении этого вроде бы простого задания. Зато после моих объяснений, возникает понимание, как подходить к этим и другим заданиям ЕГЭ по обществу.
Кстати, узнать больше о наших курсах подготовки вы можете здесь. Кроме того, для тех, кто желает готовиться полностью самостоятельно и не ходить ни на какие курсы мы подготовки комплект подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Его можно приобрести здесь.
Комментарии