Чем занимались студенты во все времена? Ясно, чем! Всем, что запрещено действующей государственной властью. Сегодня поговорим о том, как проводили досуг «зутулые штуденты» в царской России XIX века.
Что было запрещено
Вообще, быть студентом во все времена было престижно и круто. Но это с одной стороны. С другой стороны, маргинальную составляющую никто не отменял. Этакое положение между детством и взрослой жизнью. Стоит ли говорить, что в XIX столетии социальное происхождение студентов стало «разбавляться» другими социальными группами: детьми чиновников. Их стали называть разночинными студентами. До этого времени студенты были из числа дворян и купцов.
В XIX веке было запрещено многое: собрались вместе — запрет и тюрьма! Читаете запрещенную, вольнодумскую литературу — тюрьма! Прокламации печатаете — подрывная революционная деятельность, каторга или даже расстрел. Вольнодумская литература — считай вся европейская литература. Не важно, научная, философская, или какая. Ежели хочешь, чтобы дитя твое получило лучшее образование — отправляй его заграницу учиться. А тут, в России-матушке читать мракобесные книги — ни-ни!
Более того, суровые правила жизни были в самих университетах. В XIX веке сменилось несколько университетских уставов. И одним из самых суровых был Устав 1835 года. Согласно ему, для всех студентов вводилась университетская форма. Для чего? Ну, чтобы комендант общежития, или любого учебного корпуса, прогуливаясь по улицам города, легко смог определить «зутулых штудентов» и выведать, чем там они занимаются. К примеру бац: пиво пьет! Карцер!
Да, да, согласно Уставу 1835 года студентов можно было без зазрения совести за малые проступки поместить в карцер, который имели в каждом университете. И не важно: из благородных ты, или из купцов, или из разночинцев.
Чем занимались студенты
Среди студентов было модно собираться в общежитиях и вслух (!) читать запрещенную литературу. В большинстве своем почитывали Канта, Фихте, Фейербаха. Ну понятно, труды французских просветителей. Или обсуждали сложившуюся в России политическую ситуацию. Или обсуждали какие-нибудь реформы.
Вообще возникла парадоксальная ситуация: крестьянскую реформу обсуждали в Секретных комитетах Николая Первого, и — в общежитиях студентов за закрытыми дверями.
Чем грозили такие безобидные вещи, как чтение запрещенной литературы и вольномыслие, которое выражалось в словоблудии? Отчисление из университета, каторга в Сибирь.
Так например, в 1830-е году среди студентов Московского университета возникло Общество 11 нумера. Студенты собирались и тайно читали вышеозначенную литературу, ну, и обсуждали ее вслух. Кстати один из организаторов этого вольнодумского кружка был. Виссарион Григорьевич Белинский — известный публицист, литературный критик столетия.
Также было Общество любителей отечественной словесности.
Также, был кружок братьев Критских. Эти так и вообще обсуждали цареубийство! Ребята не только обсуждали, но и даже успели неплохо подготовиться: приготовили турецкий ятаган, кинжал и охотничье ружье. Правда цареубийство они откладывали лет на 10, чтобы их организация разрослась и пополнилась новыми участниками.
Собственно, с этого времени и возникает иллюзорная идея: если ликвидировать действующего правителя, то все сразу изменится. На самом деле многие современные оппозиционеры грешат этой же иллюзией: дескать надо выбрать другого доброго царя, и все изменится. К сожалению, опыт показывает, что нет: ну убили императора Александра Второго. И что? Наступила еще большая реакция власти и ожесточение. Которое ни к чему хорошему не привело.
В общем и целом студенты занимались оппозиционной деятельностью. В связи с этим, у меня есть небольшая теория. Надо запретить читать книжки, ну, чтобы студенты их читали. ) Надо запретить вольно мыслить, ну, чтобы студенты начали вольно мыслить. ) Как бы там ни было запреты приводят к их нарушениям. И это можно очень круто использовать.
А то сегодня реально много что разрешено. Существует масса библиотек, как электронных, так и реальных, масса интересных информационных ресурсов. А студенты заказывают учебные работы, не пишут сами и получают незаслуженные квалификации…. А ведь потом такой «зутулый штудент» будет лечить, учить, и судить…. Что думаете по этому поводу? Всенепременно напишите в комментариях!
Комментарии